La Tribune: На каком этапе находится процесс присоединения шести небольших российских компаний к «Аэрофлоту», решение о котором приняло в прошлом году российское правительство?

Виталий Савельев: Все должно завершиться в мае. Как только все бумаги будут подписаны, «Аэрофлот» будет насчитывать семь независимых дочерних компаний и будет перевозить до 20 миллионов пассажиров в год, что почти в два раза больше, чем в настоящий момент.

- «Аэрофлот» - это первая российская компания на международном рынке, однако ее позиции в России не так уж сильны. Поможет ли это слияние исправить ситуацию?

- Мы хотим развиваться как в России, так и за границей. Да, «Аэрофлот» не был крупнейшей компанией на внутреннем рынке с момента распада СССР. Тем не менее, с 2010 года мы снова вышли на первое место в стране. Во многом это объясняется оптимизацией нашей системы пересадок в московском аэропорту Шереметьево, которая позволила увеличить число летящих с пересадками пассажиров на наших российских рейсах. В настоящий момент наша доля рынка составляет 26-28%  на внутренних рейсах и может достигнуть 30-35% с учетом присоединенных компаний.

- В чем заключается долгосрочная стратегия «Аэрофлота»?


- Мы хотим добиться ежегодного роста. Мы – крупнейшая российская компания. Кроме того, в 2010 году мы вошли в первую десятку Европы с 11,4 миллиона пассажиров. Наша задача в том, чтобы попасть к 2025 году в пятерку на рынке Европы и в двадцатку на мировом рынке. К 2020-2025 году мы рассчитываем увеличить пассажиропоток до 70 миллионов человек, то есть практически в семь раз по сравнению с нынешним показателем. Это очень масштабный план.   

- Как вы намереваетесь выполнить эту задачу?

- В настоящий момент у нас есть 103 самолета (150 в рамках группы компаний). Через 10-15 лет у нас их будет более 300, 40% которых должны быть российскими самолетами нового поколения, такими как «Суперджет-100» и Ан-148, а 60% - Airbus и Boeing. За последнее время мы сделали большие заказы на самолеты. Так, например, мы заказали 50 Boeing-737, 8 Boeing-777, 22 Boeing-787 (мы получим их в период с 2016 по 2020 год) и 22 A350. Наш воздушный флот будет одновременно большим и современным. Таковым он является уже сегодня. Средний возраст наших самолетов меньше пяти лет. 

- Собираетесь ли вы сделать новые заказы на аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже в июне этого года?

- Мы продолжим делать заказы. Так, мы рассматриваем A320 NEO. В то же время у нас необходимости в A380. Возможно, мы сделаем заявления в Ле-Бурже, но сейчас у нас еще нет четкого представления о том, какие контракты мы можем подписать. 

- Сколько у вас осталось российских самолетов старого поколения, которые пользуются очень плохой репутацией в Европе?

- Всего шесть, причем не Ту-154, а Ил-96. Они предназначены для чартерных рейсов и не летают в Европу.

- Образ «Аэрофлота» больше не связывают с коммунистическим прошлым?


- «Аэрофлоту» удалось стать одной из лучших европейских компаний в плане сервиса. Когда в прошлом году произошел кризис из-за извержения исландского вулкана, многие европейские пассажиры не смогли улететь рейсом компании, у которой они зарезервировали свои билеты. Немало из них в итоге впервые воспользовались услугами «Аэрофлота» и в дальнейшем остались верны нашей компании.

- Как отразился на вас рост цен на нефть?

- На топливо приходится 23% стоимости билета «Аэрофлота». Рост цен на нефть, которые подскочили с января в России на 41%, разумеется, не прошел для нас незамеченным. Тем не менее, наша политика покрытия расходов позволила нам сэкономить 26 миллионов долларов после ее вступления в силу в 2009 году. И 40 миллионов в 2010 году. Это помогло нам сохранить цены на приемлемом уровне.  

- В докризисный период «Аэрофлот» искал пути для приобретения активов в Западной Европе. Эта задача все еще актуальна?


- Подобные приобретения не являются неизбежной частью нашей стратегии. У нас нет ни одного проекта подобного рода, даже планов по участию в какой-либо западноевропейской компании. 

- Каково финансовое положение «Аэрофлота»?

- В 2010 году нам удалось получить максимальную прибыль за всю нашу историю. Чистая прибыль составила 280 миллионов долларов, операционная прибыль – 630 миллионов. При обороте в 3,8 миллиарда долларов. Мы входим в число 25 самых прибыльных компаний в мире. 

- Что ждать в 2011 году?

- Это будет зависеть от развития событий на определенных рынках, например, в Японии и Египте.

- Рассматривается ли возможность приватизации «Аэрофлота»?

- В настоящий момент государству принадлежит 52% капитала. «Аэрофлот», разумеется, будет приватизирован. Но сначала нам потребуется несколько лет для развития. Если наша стратегия окажется успешной, то через два года наша капитализация составит не 3 миллиарда долларов, как сегодня, а 6 или 7 миллиардов. Это позволит государству получить значительную прибыль от приватизации.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.