Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Отопление для неба

© sxc.huпланета градусник кризис
планета градусник кризис
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Немецкие компании хотят продавать отсталым российским промышленным предприятиям экономичные природоохранные технологии. Однако на практике все оказывается значительно сложнее, чем это выглядит в теории.

Россия. Немецкие компании хотят продавать отсталым российским промышленным предприятиям экономичные природоохранные технологии. Однако на практике все оказывается значительно сложнее, чем это выглядит в теории.
 
Зима в Петербурге длится долго, и ее приближение заметно издалека. Когда ртутный термометр опускается ниже нулевой отметки, облака дыма начинают клубиться над старой частью города, который более 300 лет назад царь Петр Великий приказал построить на болоте. Создается такое впечатление, как будто небесный свод покоится на колоннах, вырывающихся из полосатых красно-белых дымовых труб. Однако эта картина не является свидетельством загрязнения воздуха: из кирпичных жерл в небо устремляются не вредоносные вещества, а излишки тепла, вырабатываемого тепловыми электростанциями для системы централизованного отопления. Все происходящее не наносит никакого ущерба, однако является необязательным и дорогостоящим.

Растрачиваемое впустую тепло, течи в трубопроводах, освещение круглые сутки – ни одна страна в Европе не теряет больше энергии, чем Россия. Недавно Международное энергетическое агентство (МЭА) пришло к выводу о том, что потребление электроэнергии в России примерно на 40% превышает средний уровень в Евросоюзе. «Если бы Россия более эффективно использовала свои ресурсы, она могла бы ежегодно получать дополнительный доход до 80 миллиардов долларов», - отмечает главный экономист МЭА Фатих Бирол (Fatih Birol). Это составило бы 3,5% от общего объема производства.

Глобальный кризис наглядно продемонстрировал России, к каким последствиям приводит эта неэффективность: когда цены на нефть резко снизились и страна лишилась своего важнейшего источника доходов, предприятия утратили контроль над ценами по причине технической отсталости. Глава государства Дмитрий Медведев отреагировал - к 2020 году Россия должна сократить потребление электроэнергии на 40%.

Закон повышает спрос

Принятые решения усиливают спрос на немецкие «зеленые» технологии и открывают для них миллиардный рынок. Если речь заходит о поисках путей повышения производительности и эффективности, то оборудование made in Germany является для российских предприятий первым выбором.

Среднее предприятие Buderus уже получает выгоду: эта компания из Ветцлара (Wetzlar), входящая в состав группы Bosch, с 2010 года является первым номером по показателям оборота на российском рынке отопительной техники.  Экономичные газовые котлы из федеральной земли Гессен, работающие на основе конденсационной техники, в два, а то и в три раза дороже местных российских газовых отопительных установок. Однако они на 15-17% экономичнее по показателям энергоэффективности. Поэтому клиенты готовы платить больше, - отмечает глава российского представительства компании Юрий Нечепаев.

Именно Кремль обеспечивает пополнение записей в книге заказов. Хотя правительство за счет введенных таможенных пошлин и делает технику из Германии еще на 15% дороже. Но одновременно оно своим постановлением 261 заставляет предприятия вводить энергосберегающие технологии – сколько бы это ни стоило. Давление на частных предпринимателей и домовладельцев также растет, так как цены на электричество и газ после окончания финансового кризиса заметно увеличиваются.

Компания Buderus Russland в области отопительной техники демонстрирует двузначные показатели роста. «Новая политика – большая удача для нас, - подчеркивает Нечепаев, - она способствует увеличению спроса на нашу продукцию». В настоящее время немецкий концерн изучает целесообразность создания сборочного предприятия в России, признается Нечепаев.

Вместе с тем большие возможности для поставщиков зеленых технологий еще только впереди. Около 60% оборудования на российских предприятиях считается, по западным стандартам, устарелым, и оно должно быть заменено. При этом часто речь идет о больших суммах. Современный прокатный стан, поставленный несколько месяцев назад дюссельдорфской фирмой SMS Siemag сталелитейному концерну «ММК», стоил 400 миллионов евро. Оператор электросетей Федеральная сетевая компания намерена до 2012 года вложить 12 миллиардов евро в обновление линий электропередач. Победителем нескольких тендеров оказался концерн Siemens.

Кризис заставил пробудиться руководителей российских промышленных предприятий. Так, например, крупнейший в мире производитель алюминия «Русал», входящий в империю олигарха Олега Дерипаски,  до кризиса обеспечивал рост только за счет приобретения дополнительных мощностей. Это привело к накоплению долга, сопоставимого с суммой годового оборота. «Теперь мы должны улучшить свои показатели в области производительности и энергоэффективности», - подчеркивает Владислав Соловьев – заместитель главы московского концерна. С 2010 года это предприятие инвестирует миллионы в современные технологии производства.

Однако в таких крупных проектах дьявол, как обычно, скрывается в деталях. Генеральный директор инженерной группы из Штутгарта Шольце (Scholze) по поручению Российско-немецкого энергетического агентства (Rudea) вот уже в течение нескольких месяцев посещает промышленные предприятия в России и выясняет, где можно сэкономить электроэнергию. Его вывод: «Многие предприятия еще вообще не занимаются вопросами повышения энергоэффективности. Сначала должны быть спланированы новые рабочие и производственные процессы». На таких частных предприятиях как «Русал» отдельные установки в определенной степени отвечают современному техническому уровню, чего нельзя сказать о многих тысячах государственных предприятий.

Пример «Уралхиммаша»

Некоторые производственные корпуса этого предприятия, расположенного в крупном уральском городе Екатеринбурге, были построены еще в царское время. То же самое относится к системе отопления и теплоизоляции. Когда-то на этом предприятии 40 000 сотрудников занимались изготовлением котлов и напорных труб, а теперь их осталось около 6 000. Только половина из цехов используется, однако все предприятие отапливается круглые сутки. «Если бы цеха имели нормальную изоляцию, то температура в них зимой не опускалась бы до минус 10 градусов по Цельсию», - отмечает Шолце, и это, по его мнению, привело бы к понижению числа заболеваний. Кроме того, могут быть созданы разделительные перегородки, что позволит не обогревать пустующие части завода.

Страх перед повышением производительности


На самом деле, требуется сделать значительно больше. И немецкие производители предлагают подходящие решения – блочную теплоэлектростанцию для территории завода или новые производительные плавильные печи. На пришедших в упадок предприятиях применение такого большого количества техники уровня хай-тек не имеет смысла, предупреждает инженер Шольце. «Если вы хотите установить новую печь, вы должны примерно представлять себе, какими будут объемы производства предприятия в ближайшие годы», - подчеркивает он. По мнению Шольце, это можно сделать лишь в том случае, если будет запланирована модернизация всех производственных установок. Кроме того, следует провести полную проверку устарелого оборудования и, к примеру, обновить старые электрические кабели.

Помимо миллиардных инвестиций, увеличение производительности вызывает дополнительную озабоченность у многих руководителей предприятий. «Рабочие опасаются того, что мы можем уволить половину трудового коллектива», - подчеркивает Шольце. Он уже сталкивался с тем, что многие идеи относительно модернизации были отклонены, поскольку они увеличивали производительность. Руководители государственных предприятий не решаются на проведение сокращений числа сотрудников, поскольку даже спустя 20 лет после развала Советского Союза полная занятость продолжает оставаться запланированной целью.

Повышение эффективности необходимо не только производителю котлов «Уралхиммашу», но также и всей российской экономике. Организация Rudea, образованная два года назад Немецким энергетическим агентством (Dena) и российским Министерством промышленности, может оказать при этом помощь. Хотя она считает себя чисто консультационной группой по вопросам энергоэффективности. На самом деле эксперты, хорошо разбирающиеся в вопросах повышения эффективности производства или способные предоставить финансирование, редко сидят в одной лодке при реализации проектов. Но именно таких всеобъемлющих решений и не хватает  немецким инвесторам.

Немецкая промышленность надеялась на то, что Rudea будет выполнять функции открывателя дверей на российском рынке. Однако для этого ей не хватает политического заказа. Вместо этого ее сотрудники распыляют свои усилия на детали и работают над мелкими проектами. В Москве «зеленые» советники занимаются составлением ярких проспектов для того, чтобы повысить внимание русских к этой теме.

Однако проблемы видны невооруженным взглядом. В Санкт-Петербурге тепло для системы отопления производится на сотнях устарелых электростанций, и почти у каждого района имеется своя собственная установка. Колоссальный избыток тепла для отопления является политической проблемой. Некоторые электростанции следовало бы вывести из сети, но руководители города опасаются роста безработицы. Поэтому установки продолжают работать и направляют избыточное тепло в небо – как будто Россия может себе это позволить.