Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как украсть аэропорт в России

© РИА НовостиАэропорт "Домодедово"
Аэропорт Домодедово
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
О решении отложить первичное размещение акций было объявлено в последнее воскресенье мая поздно вечером. Компанией, планировавшей пустить свои акции в свободную продажу с целью заработать от 700 миллионов до 1 миллиарда долларов, был самый крупный и самый лучший из трех московских аэропортов – Домодедово. Он же единственный, не принадлежащий государству.

О решении отложить первичное размещение акций было объявлено в последнее воскресенье мая поздно вечером. Компанией, планировавшей пустить свои акции в свободную продажу с целью заработать от 700 миллионов до 1 миллиарда долларов, был самый крупный и самый лучший из трех московских аэропортов – Домодедово. Он же единственный, не принадлежащий государству.

Инвестиционные банкиры аэропорта возложили вину на обычного в таких случаях подозреваемого – «конъюнктуру рынка». Это означало, что им не удается получить те деньги, на которые они надеялись. И я полагаю, что это было именно так – в буквальном смысле. Но все причины задержки с IPO это не раскрывает.

Несколько дней тому назад я писал об общественных убытках из-за отсутствия уважения к власти закона. Но существуют и коммерческие убытки, которые наносят России вред ежедневно. Решение владельцев аэропорта Домодедово отказаться от проведения первичного размещения акций это идеальный тому пример, объясняющий, почему в этой стране просто не может появиться современная экономика, пока там нет подлинной власти закона.

Конечно, не случайно то, что лучший аэропорт Москвы это единственный частный аэропорт. Управляющая компания «Ист Лайн» получила аэропорт в собственность в 1996 году, когда он был «маленьким и захудалым», как пишет Moscow Times. Компания вложила огромные средства в модернизацию старых и строительство новых терминалов, привлекла к себе новый бизнес – и вынудила государственные аэропорты тратить деньги, чтобы не отставать. Это было полезно для всех, включая Домодедово, доходы которого составили 1 миллиард долларов в год. Именно так, говорится в учебниках, должен работать капитализм.

Но в январе через систему безопасности аэропорта пробрался террорист-смертник, который подорвал взрывное устройство, убив 37 человек и ранив 180. Российский  президент Дмитрий Медведев приказал генеральному прокурору подготовить отчет. Будет справедливо сказать, что российские плутократы увидели в этом свой шанс.

В середине мая, за несколько дней до объявления планов об IPO, генеральный прокурор опустил шлагбаум. В его отчете прозвучал вывод о том, что оффшорная структура собственности Домодедово является «неприемлемой», так как она позволяет аэропорту «скрывать настоящих собственников и тех, кто принимает управленческие решения в аэропорту».

Как всегда бывает в тех случаях, когда плутократы готовятся кого-то надуть, в этом обвинении на первый взгляд присутствует некое правдоподобие. Структура собственности «Ист Лайн» действительно очень запутана, в ней фигурирует несколько компаний, зарегистрированных на острове Мэн. Но почему-то это не имело никакого значения, когда владельцы тратили колоссальные суммы на строительство более прибыльного аэропорта. Кроме того, оффшорная структура собственности в России почти столь же привычна, как и корпоративная структура в США. Такую структуру управления зачастую используют даже государственные компании. Почему они идут таким путем? Отчасти для того, чтобы спрятать свои активы от плутократов с их загребущими руками.

И действительно, спустя несколько  дней после публикации отчета прокурора появились новости о том, что некий Игорь Юсуфов сколачивает компанию, надеющуюся купить долю в Домодедово на 1 миллиард долларов. Кто такой Юсуфов? Это бывший министр энергетики, работавший на данном посту при российском силовике Владимире Путине. Как пишет Financial Times, еще несколько  месяцев тому назад он также был специальным помощником у Медведева. Российская деловая газета «Ведомости» называет Юсуфова потенциальным «примирителем» государства и владельцев аэропорта.

Ну да, можно сказать и так. Но можно сказать и по-другому – как это видится многим иностранным инвесторам. Юсуфов воспользовался отчетом прокуратуры, чтобы выдавить владельцев аэропорта и получить кусок процветающей компании по скандально низкой цене. Удивительно ли, что IPO вскоре отозвали? Как можно инвестировать средства в российскую компанию, против которой государство организовало настоящий рэкет? А такая угроза, которая дамокловым мечом висит над каждым частным предприятием в России, стала вполне реальной для собственников аэропорта Домодедово.

Этими же причинами объясняется то, почему в России, где живет хорошо образованное население, так мало инноваций. Государственные бандиты отталкивают таких новаторов в сторону, как только те добиваются успеха и начинают получать прибыль. Такое происходит постоянно. Как написала недавно Moscow Times, «увидев, что власти подвергают насилию «Ист Лайн», мало кто из инвесторов рискнет тратить свое время и деньги на воскрешение компаний-неудачниц и на создание нового бизнеса».

Так случилось, что Россия сама пытается получить остро необходимые ей капиталы за счет частичной продажи в ходе первичных размещений акций государственных компаний. Пока ей это не очень удается. Часть IPO уже отменена. И каждый раз в качестве причины отмены руководители компаний и чиновники называют «конъюнктуру рынка».

В действительности, пока плутократы будут издеваться над властью закона и безнаказанно красть корпоративную собственность, ни одна российская компания не получит за свои активы ту цену, которую они заслуживают. В этом-то и состоит реальная конъюнктура рынка. И она не изменится, пока сохраняется эта воровская практика.

Но чтобы произошли изменения, плутократам надо будет заботиться не только о себе, но и о своей стране.