Трагическая авиакатастрофа, бурчание Кремля по поводу решительных шагов по модернизации флота региональных авиаперевозчиков, и шквал заказов на новые самолеты втянули авиационную промышленность России в полосу интенсивной турбулентности.

Дебаты по поводу правильного курса для роста этого сектора усилились на Международном авиатранспортном форуме, проведенном в Ульяновске в апреле этого года. Участник услышали оптимистичные прогнозы относительно того, что Россия может занять 10% глобального рынка к 2025 году. Они также услышали, как президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов высказался против «всех этих банкиров, которые ныне управляют нашей отраслью» - комментарий, целью которого, очевидно, стал генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев и олигарх Александр Лебедев, обладатель долей в нескольких авиакомпаниях.

Затем вечером 20 июня самолет конструкции Туполевского бюро Ту-134, построенный еще в советские времена, разбился, упав на шоссе неподалеку от Петрозаводска в северо-западном регионе России Карелии, пытаясь приземлиться в густом тумане, тогда погибли 47 человек.

По результатам предварительного расследования следователи заявили, что причиной аварии стала скорее ошибка пилота, нежели техническая проблема, хотя официальное заключение пока не объявлено. Однако президент Дмитрий Медведев быстро приказал изучить возможность полного выведения  из эксплуатации устаревших самолетов, подчеркнув, что это не связано с аварией.

«В том, что касается регулярных рейсов, было бы правильным убедиться в том, чтобы они (самолеты Ту-134) больше не летали начиная с будущего года», - сказал он. Собственный парк самолетов Кремля также включает Ту-134.

Двухмоторный самолет, и его более крупная модификация, Ту-154, были надежными «рабочими лошадками» советской и российской гражданской авиации с 1960-х годов, было построено более восьмисот таких самолетов. Самолет, который разбился, был выпущен в 1980 году.

Комментарии президента стали причиной для некоторой озабоченности, ибо 90 самолетов Ту-134 по-прежнему используются многими региональными авиаперевочзиками, которые появились в России с 1991 года, по данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация). «Сделав это, мы незамедлительно уничтожим десятки авиакомпания», - говорит Виктор Горбачев, глава ассоциации гражданской авиации «Аэропорт», частной лоббистской группы, занимающейся развитием гражданской авиации в России.

«Это основной самолет для внутренних региональных рейсов; мало на чем еще можно летать», - добавляет он.

Книга заказов растет


Тем временем российские производители уехали с парижского авиасалона в этом месяце с десятком новых заказов на новые самолеты Sukhoi Superjet 100. Этот лайнер, как надеются в России, завоюет популярность у международных авиаперевозчиков, и он же потенциально может заменить Ту-134.

Производство «Суперджетов», вместе с производством более вместительных туполевских Ту-204, рассматривается как ключевой фактор в определении будущего отрасли. Superjet, первый российский самолет, разработанный полностью в постсоветскую эпоху (и который будет использовать большое количество иностранных компонентов, включая двигатели французского производства), продемонстрировал важную веху в своем развитии в прошлом месяце после того, как успешно завершил свой первый коммерческий полет - оператором выступила авиакомпания «Армавиа». Самолет также поступит на вооружение «Аэрофлота». «Мы оцениваем, что объем рынка составит более восьмисот самолетов», - говорит Михаил Погосян, президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), который осуществлял надзор за запуском «Суперджета».

Консорциум компаний, которые строят «Суперджет», уже имеет 170 заказов в своей книге - от России, государств СНГ и Латинской Америки, добавил Погосян.

Но настроения по поводу запуска «Суперджета» были омрачены комментариями Игоря Левитина, министра транспорта, по поводу потенциальной компенсации Аэрофлоту (крупнейшему покупателю SuperJet, заказавшему 30 самолетов) в связи с неоднократными задержками поставок, а также, в особенности, в связи с разочарованием по поводу более высокого веса и более низкой энергоэффективности готовых самолетов по сравнению с тем, что заявлялось ранее.

Позиция, занятая Аэрофлотом (которым владеет государство) в отношении финансируемой в основном за счет федерального бюджета программы создания «Суперджетов» «снижает привлекательность продукта в глазах потенциальных покупателей и может привести к тому, что государственные деньги будут потрачены впустую», - говорит Максим Пядушкин, эксперт по авиационному транспорту.

Тем не менее, последними заказами на самолеты «Суперджет», размещенными на авиашоу в Ле Бурже, стали заказы от итальянской авиакомпании Blue Panorama и от индонезийского авиаперевозчика Sky Aviation. В сообщениях средств массовой информации после авиасалона также делались предположения, что американский авиаперевозчик Delta тоже изучает вариант размещения заказов на Sukhoi Superjet.

Область тревоги

Ситуация для Ту-204 более критическая. Ту-204 - это среднемагистральный самолет, способный перевозить до 210 пассажиров. Полетев впервые в 1989 году и напоминая Boeing 757, самолет с трудом обретает себя заново - учитывая то, что за двадцать лет было выпущено всего 69 самолетов.

Предполагалось, что производство подстегнет заказ на 44 самолета от авиакомпании Red Wings, но эта сделка с конца апреля под сомнением.

При том, что в секторе возможны новые потрясения, Ульяновский международный авиатранспортный форум в апреле сделал достоянием гласности ряд ключевых вопросов. Одним из яблок раздора стал вопрос о том, как промышленная логика концентрации производства в одном районе входит в противоречие с политическим курсом на поддержание уровней занятости во многих районах. Например, несмотря на международную структуру «Суперджета», завод, ответственный за его финальную сборку, находится в Комсомольске-на-Амуре, почти в четырех тысячах миль к востоку от Москвы.

Но участники форума также сделали акцент и на оптимистичной ноте. Господин Погосян заявил, что консорциум российских и иностранных производителей, задействованных в проекте, построит 30 «Суперджетов» в 2011 году, по сравнению с семью в 2010, и число выпускаемых самолетов будет расти, достигнув 50-60 машин в год. Он также сказал, что надеется на то, что при помощи правительственной программы стимулирования авиационного сектора Россия может занять долю в 10% на глобальном рынке гражданской авиации к 2025 году.

Правительственная программа сконцентрирована на трех самолетах. Первый -  Sukhoi Superjet. Второй - ныне находящийся в стадии разработки МС-21 (MS-21), средемагистральный самолет вместимостью до 212 пассажиров, частично основанный на Ту-204. При том, что его коммерческое использование должно начаться в 2016 году, компания Ryanair уже выразила определенную заинтересованность в этом самолете, по данным издания «Коммерсант». Третий самолет - это трехсотместная машина, целевой аудиторией которой, как предполагается, станут перевозчики-лоукостеры. Пока этот самолет зовется просто «Самолет 2020».

Sukhoi Superjet:
Тип: короткофюзеляжный пассажирский самолет
Размах крыльев: 91 фут
Длина: 98 футов
Максимальный взлетный вес: 42,52 тонны
Число пассажиров: 98
Крейсерская скорость: 514 миль в час
Дальность полета: 1850 миль

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.