Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Готова ли ВТО к русскому медведю?

© коллаж ИноСМИроссия и вто
россия и вто
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия единственная крупная торговая держава, не вступившая еще во Всемирную торговую организацию, несмотря на многолетние переговоры с Соединенными Штатами и другими странами-членами. Однако такая ситуация может, наконец, измениться, если администрация Обамы сумеет решить ряд давних и затруднительных вопросов.

Россия единственная крупная торговая держава, не вступившая еще во Всемирную торговую организацию, несмотря на многолетние переговоры с Соединенными Штатами и другими странами-членами. Однако такая ситуация может, наконец, измениться, если администрация Обамы сумеет решить ряд давних и затруднительных вопросов.

Стратегия России на переговорах, похоже, заключается в игнорировании правил ВТО (зачастую безнаказанно) и в обещании исполнять эти правила после вступления. Похожая стратегия была у Китая – что, к сожалению, привело к затягиванию переговоров о его вступлении в ВТО.

Однако у членов Всемирной торговой организации должен возникнуть вопрос о том, а не слишком ли легко они согласились на членство китайцев, которые сегодня полны решимости испытать на прочность правила ВТО в таких областях, как национальные инновации. В связи с этим возникает очевидный вопрос: следует ли ВТО принимать обещания Москвы с такой же готовностью, с какой она принимала обещания Пекина?

Члены Конгресса – 28 сенаторов и 83 депутата Палаты представителей – говорят, что нет. В двух письмах в администрацию в прошлом месяце они потребовали от американских переговорщиков настоять на том, чтобы Россия приняла международные правила и стандарты торговли до того, как ей разрешат вступить в ВТО.

Что лучше для стран-членов ВТО: чтобы Россия была в составе этой организации или за ее пределами? Если Россия будет принята, но не станет выполнять свои обязательства, связанные со вступлением, ВТО придется урегулировать возникающие споры. Это значит, что Соединенные Штаты и остальные могут в конечном итоге пойти на ответные меры, если они пострадают от действий России – или от ее бездействия.

Но на урегулирование споров в ВТО зачастую уходит несколько лет, поэтому это далеко не идеальный ответ на явные нарушения правил. Лучше решать проблемы заранее, пока России не предоставлено членство.

В последние годы Россия аннулировала двусторонние соглашения по импорту мяса. Она пытается оправдать и другие протекционистские барьеры на пути импорта под надуманным предлогом беспокойства о здоровье людей. Из-за этого экспорт американской птицы и свинины в Россию резко сократился.

Тем временем, в попытке стать основным поставщиком природного газа в Западную Европу Россия принимает жесткие и неуклюжие меры против соседних стран. Ее меры по защите и обеспечению прав интеллектуальной собственности весьма слабы, если не сказать большего, а пираты продолжают там благоденствовать, осуществляя свои операции в крупных масштабах. Есть и много других примеров.

Премьер-министр Владимир Путин недавно заявил Reuters: «А зачем ВТО принимать нас, если мы и так выполняем все правила?»

Ответ очевиден: а зачем ВТО принимать того, кто не выполняет ее правила? Немногие организации принимают в свои ряды кандидатов с сомнительным поведением.

Россия, похоже, исходит из того, что являясь крупной мировой державой, она имеет право на членство в ВТО. Но здесь кроется глубокое непонимание правил ВТО по приему. На протяжении 60 с лишним лет членство в ВТО и включение в Генеральное соглашение о тарифах и торговле предоставляется тем странам, которые согласны выполнять правила этой организации. ВТО, к счастью, это не ООН!

Но в отказе России в членстве есть и свои недостатки, потому что  в своих действиях в мировой торговле она может повести себя непредсказуемо, основываясь исключительно на правилах самодисциплины.

В итоге я бы предпочел видеть Россию в составе этой организации, а не за ее пределами – как и Китай. Если, конечно, условия приема в ВТО помогут результативно решить ее давние торговые споры с США и другими странами.

Когда эти проблемы будут решены, у России останется два препятствия. Первое заключается в том, что ВТО действует по правилам консенсуса. Это значит, что любая страна может заблокировать ее вступление.

В составе ВТО уже 153 страны-члена, а отношения России с некоторыми из них весьма прохладные, если не сказать большего. Грузия, например, блокирует официальные встречи рабочей группы ВТО по вступлению с 2005 года. России необходимо урегулировать отношения с этой страной и с другими странами, которые также вызывают проблемы.

Второе препятствие это американская поправка Джексона-Вэника, требующая ежегодно продлевать постоянные нормальные торговые отношения с нашими партнерами по торговле, исходя из соблюдения ими правил эмиграции и прав человека.

Хотя Колумбию можно считать нашим лучшим другом в Южной Америке, ждущее своего подписания соглашение о свободной торговле с этой страной по-прежнему в опасности из-за оппозиции профсоюзов, обеспокоенных ситуацией в области прав человека. У американских профсоюзов могут возникнуть аналогичные опасения, если и когда администрация Обамы попросит Конгресс предоставить России статус нормальных торговых отношений.

Такая же обеспокоенность может появиться и у американских консерваторов, у которых несомненно будут и свои собственные озабоченности. Это значит, что администрации следует активно и усердно работать над тем, чтобы получить общественную поддержку торговым отношениям с Москвой.

Со временем мир выиграет от вступления России в ВТО, а Россия, скорее всего, выиграет от этого больше всех остальных. Поэтому ее надо принять. России станет намного легче, если она будет просто исполнять правила ВТО – до, во время и после вступления.

Суть этих правил заключается в том, что страны мира должны всегда относиться друг к другу честно и справедливо. И это вполне разумное требование к любой стране.

Клейтон Юттер был торговым представителем США в администрации Рейгана, а при президенте Джордже Буше-старшем занимал пост министра сельского хозяйства.