Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На встрече Большой двадцатки президент РФ упомянул о том, что его страна без предварительных условий, связанных с возможными уступками со стороны ЕС в области энергетики, готова помочь МВФ в решении задачи по помощи сталкивающимся с долговым кризисом странам еврозоны.

На встрече Большой двадцатки (G20), прошедшей 3-4 ноября этого года в Каннах, президент Российской Федерации (РФ) Д. Медведев упомянул о том, что его страна без предварительных условий, связанных с возможными уступками со стороны ЕС в области энергетики, готова помочь Международному валютному фонду (МВФ) в решении задачи по помощи сталкивающимся с долговым кризисом странам еврозоны. Одновременно он выразил надежду на то, что это поспособствует признанию России в международных финансовых институтах (в том числе в МВФ). В схожем духе после состоявшегося 7 ноября 2010 г. в Санкт-Петербурге заседания глав правительств ШОС высказался премьер-министр РФ В. Путин, а министр иностранных дел России С. Лавров заявил о том, члены БРИКЮ (BRICS) также могут помочь попавшим в трудное положение должникам Европейского Союза.



Пока Москва готова выделить 10 миллиардов долларов в форме инвестиций в облигации МВФ, хотя реальные возможности России по кредитованию еврозоны куда выше (в еe резервном фонде находится 580 миллиардов долларов, и ещe около 600 млрд. долларов собрано в накопительных фондах). И всe-таки главный вопрос заключается в том, что Кремль хочет получить за спасение Европы и как он собирается это делать.  

Еще по теме: Европейские проблемы могут обеспечить российскому Сбербанку новые сделки


Отвечая на этот вопрос, прежде всего следует указать на внутренние интересы России. По мнению экспертов из американского аналитического агентства «Stratfor», российских лидеров беспокоит то, что трудная экономическая ситуация в Европе может повлиять на экономическое положение в их стране. По утверждению источника, Кремль уже был вынужден изменить прогноз роста национальной экономики на следующий год, а новая волна кризиса может привести к тому, что российские финансовые активы начнут стремительно таять (особенно если сильно упадут мировые цены на энергоресурсы).



Как в свою очередь сообщил новостной сайт rbth.ru, России уже сейчас приходится пересматривать энергетические и иные проекты, реализуемые совместно с европейскими государствами, т.к. последние по причине нехватки средств сокращают их финансирование. Если Европа вступит во вторую фазу кризиса, российские стратегические интересы пострадают ещe больше. Этого правящая элита РФ допустить не может, т.к. на фоне близящихся президентских выборов Кремлю важно продемонстрировать избирателю как можно больше побед на внешней арене.  

Кроме того Москва старается помешать странам ЕС уменьшить свою энергетическую зависимость от России. Используя близкие к «Газпрому» компании и другие финансовые институты, она пытается скупить европейские объекты энергетической инфраструктуры, нефтеперерабатывающие заводы, банки и иные активы стратегического характера или участвовать в их управлении и развитии. И сегодня соответствующая политика Кремля, похоже, приобретает новый оттенок: разговоры о финансовой помощи тонущей Европе несомненно скрывают под собой крупные интересы, с которыми задолжавшему ЕС будет трудно совладать.

Читайте еще: если Европа выстоит


В соответствии с позицией экспертов «Stratfor», план России по поддержке Евросоюза можно разделить на несколько этапов. Суть первого заключается в том, чтобы европейцы поверили в образ РФ как политически и экономически стабильной страны, обладающей крупными финансовыми резервами. Это позволило бы Москве ещe больше сблизиться со своими союзниками в ЕС. Одновременно усилились бы опасения членов Союза, с осторожностью относящихся к значимой роли России в Европе. Соответственно вопрос российской помощи и места России в ЕС может расколоть Евросоюз, что выгодно Кремлю. На втором этапе Москва должна перейти к скупке подешевевших в результате возникших у еврозоны финансовых трудностей европейских стратегических активов (энергетических компаний, морских и воздушных портов, банков и т.д.). Это позволит ей укрепить свои экономические (в том числе энергетические) позиции в Европе и фактически саботировать внедрение утверждeнного 22 апреля 2009 г. Третьего энергетического пакета ЕС, цель которого заключается в ограничении российской энергетической экспансии на европейском направлении. Третьим шагом Кремля должен стать призыв к пострадавшим от кризиса энергетическим, телекоммуникационным, транспортным и другим европейским компаниям активнее осваивать российский рынок, что сделает их зависимыми от политической воли Москвы. На завершающей стадии Россия начнeт выдавать крупные кредиты международным финансовым организациям (включая МВФ) и отдельным странам еврозоны, чтобы их связь с РФ стала неразрывной. С учeтом очевидных амбиций Москвы по укреплению своих экономических (энергетических) и политических позиций в Европе такой сценарий выглядит вполне реальным.  

Наконец, умело разыграв карту поддержки еврозоны, Россия (как и Китай) уже в ближайшее время может увеличить свой вес в международных финансовых организациях (прежде всего в МВФ).



Таким образом, очевидно, что долговой кризис Европы и открытый вопрос финансовой помощи со стороны России с целью исправления ситуации – благоприятная почва для реализации российских стратегических интересов. Эту возможность Кремль точно не упустит, а вот Евросоюз, если согласится на российское предложение, в определeнном смысле рискует, и его скоропалительные экономические и политические решения в данном случае могут иметь нежелательный побочный эффект.

Еще по теме: Кто спасет Европу на этот раз?