Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Иран переводит уранообогатительные комбинаты под землю, чтобы защитить от авианалетов, Россия объявила о программе перевооружения армии на 635 милиардов долларов, а Венесуэла сеет семена «боливарианской революции», как ее называет президент Уго Чавес, по всей Латинской Америке. Как нам ответить на эти угрозы нашей национальной безопасности?

Американский инвестор Луи Вудхилл из правления престижного экономического Клуба роста заявил, что «стратегию, с помощью которой президент Рональд Рейган в 1980-е годы обанкротил Советский Союз, можно и нужно применить против Ирана, Венесуэлы и России».

По словам эксперта, этими странами правят недружественные США режимы: Иран переводит уранообогатительные комбинаты под землю, чтобы защитить от авианалетов, Россия объявила о программе перевооружения армии на 635 милиардов долларов, а Венесуэла сеет семена «боливарианской революции», как ее называет президент Уго Чавес, по всей Латинской Америке. «Как нам ответить на эти угрозы нашей национальной безопасности?» — вопрошает Вудхилл в своем блоге на сайте журнала Forbes.

Также по теме: Евразийский союз и нефть

И сам же отвечает, что США нужно срочно «стабилизировать» доллар, то есть в разы поднять его курс. По мнению Вудхилла, сильный доллар был едва ли не главным оружием, с помощью которого Рейган свалил Советский Союз — »намного более могучего недруга, чем наши нынешние». Укрепив доллар, Рейган спровоцировал обвал цен на нефть, валютные доходы СССР резко сократились, что «перебило хребет советской экономике».

Но так ли это было на самом деле?

«Пятая колонна» Михаила Горбачева

Когда Рейган пришел в Белый дом, золото стоило 499 долларов за унцию, а нефть — 84,5 доллара за баррель в пересчете на нынешние деньги. Новый президент поддержал программу борьбы с инфляцией главы Федеральной резервной системы (ФРС) Пола Волкера, после чего золото и нефть стали дешеветь. К марту 1986 года цены на нефть упали до 22,85 доллара, и тут генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев осознал, что дело плохо. Доходы СССР от экспорта нефти сократились на 73 проц., и через четыре года Советский Союз оказался на грани банкротства, потому и распался в 1991 году. Такую апокалиптическую картину рисует Вудхилл.



Возможно, не слишком грамотные американцы в это и поверят, но для начала стоит заметить, что резкие колебания цен на нефть — явление для мирового рынка вполне привычное. К примеру, во время энергетического кризиса 1970-х годов стоимость нефти снижалась до 2—4 долларов за баррель. Потом цена снова доходила до 100 долларов и выше, а затем опять снижалась до 9 долларов. И все эти годы СССР продолжал вполне нормально существовать, несмотря на уменьшение экспорта. Причина в том, что экономика Советского Союза была вполне самодостаточной и он мог годами жить, ничего не покупая на Западе, а внутри страны валюта была не нужна — она вообще не имела свободного хождения. Так что это заявление американского инвестора говорит лишь о том, что в его «клубе роста» с экономикой дело совсем плохо.

Читайте еще: На задворках нефтяного рая

Кстати, цена золота здесь вообще ни при чем, потому что со времен Ямайского соглашения стран середины 1970-х оно стало просто сырьевым товаром, абсолютно не влияющим на стоимость мировых валют, да к тому же не слишком надежным. И лишним доказательством этого служит тот факт, что во время последнего обвала рынков, когда доллар и ценные бумаги ФРС США поднимались в цене — инвесторы всего мира переводили в них средства, золото падало вместе со всем остальным сырьем.

Советский Союз был разрушен не снаружи, а изнутри, исключительно благодаря стараниям Горбачева, которого за это Верховный Совет СССР признал «изменником Родины», а Запад вручил «проамериканскую» Нобелевскую премию. И первым ударом по экономике стало введение «сухого закона». Дело в том, что в СССР продовольствие и многие другие товары народного потребления дотировались путем перекрестного финансирования за счет доходов от спиртного. К примеру, производство литра спирта обходилось государству в 57 копеек, но из него можно было произвести несколько поллитровок водки, стоивших до 4 рублей. И разница от этой выручки шла, например, на поддержку производства продуктов, которые стоили очень дешево. Естественно, когда этот финансовый поток иссяк, производство постиг крах, а полки магазинов опустели.

Можно продолжить эту антологию уничтожения советской экономики и дальше, но нет смысла — она и так достаточно хорошо описана. Поэтому перейдем сразу к результату деятельности Горбачева и его «пятой колонны» — к современной России.

Полцарства за нефть

Действительно, для нынешней экономики России нефть — это «наше все». По оценкам гендиректора российской аудиторско-консалтинговой компании «Фин-экс­пертиза» Агвана Микаеляна, которые приводит информагентство РБК, доходы от нефти составляют около 17 проц. ВВП и 52 проц. экспорта. К примеру, в 2010 году ­нефтедолларовые поступления в российский бюджет достигли 4,1 триллиона рублей, составив почти 50 проц. от всех его доходов. Как подсчитали в Минфине, снижение стоимости «черного золота» на каждые 10 долларов приводит к сокращению доходов федерального бюджета на 500 млрд. рублей. Поэтому вовсе не удивительно, что правительство упорно отказывается признавать объективную реальность — тенденцию к снижению мировой цены нефти из-за стагнации глобальной экономики. И потому бюджет РФ на 2012 год чиновники рассчитывали, исходя из цены российской марки Urals в 100 долларов за баррель, притом что она уже сейчас балансирует на грани.

Еще по теме: Европейские нефтеперерабатывающие заводы опасаются запрета на импорт иранской нефти

Несмотря на бодрые заявления бывшего министра финансов Алексея Кудрина перед своей отставкой, что Россия сможет жить год при снижении нефти до 60 долларов за баррель, на самом деле даже 75—80 долларов уже могут иметь для нее катастрофические последствия. Как поясняют многие специалисты, это связано с тем, что нынешний бюджет пролезает только в игольное ушко нефтяных цен, превышающих 110 долларов. Ну а куд­ринские 60 долларов наверняка приведут к девальвации рубля и коллапсу промпроизводства. В итоге РФ снова придется влезать в долги, выпрашивать деньги у МВФ, который взамен, как обычно, потребует сократить бюджетные расходы на социалку. Правда, пока россияне еще могут спать спокойно — нынешнее снижение цен на нефть уже вряд ли повлияет на бюджет 2011 го­да, потому что доходы от экспорта приходят в страну с лагом в три месяца. Впрочем, и до марта следующего года, скорее всего, у власти хватит денег, чтобы выполнить все социальные обещания, благо остались кудринские «копилки». И хотя деньги Резервного фонда уже основательно разбазарили на покрытие дефицитов бюджета и Пенсионного фонда, в неприкосновенном Фонде национального благосостояния (который предназначен для будущих поколений россиян) еще осталось пару триллионов рублей. А потом у России будет уже новый президент, и у него появится большой горизонт для планирования бюджета — размером в пять лет по новому закону.



Тем временем рубль уже начал сыпаться: на прошлой неделе Центробанк был вынужден осуществить крупнейшую с 2009 года интервенцию на валютном рынке размером более 2,7 млрд. долларов. А всего за две недели падения рубля резервы Центробанка похудели на сумму свыше 6 миллиардов долларов. И это только цветочки, то ли еще будет через три месяца — в начале следующего года, когда неф­тедолларов на валютный рынок придет меньше.

Еще по теме: Российский рубль падает

К тому же давление на курс руб-ля оказывает и бегство капитала из страны. Чистый отток капитала в первом полугодии достиг 31 млрд. долларов. По прогнозам аналитиков ING, увольнение министра финансов приведет к бегству инвесторов, потому что они не любят шума и предвыборной грызни. В результате только в 4-м квартале отток капитала из России может составить 25—30 млрд. долларов. А если еще и население начнет переводить свои сбережения в иностранную валюту, как это было в 2008 году, то давление на рубль усилится.

И только глава Центробанка Сергей Игнатьев «спокоен за рубль до весны 2013 года», несмотря на то что с начала сентября его ослабление к доллару превысило 12 проц. Может быть, потому что весной 2013-го заканчиваются его полномочия?

Смотрите еще по теме: Цены на нефть на биржах и в бюджете России

Америка рухнет первой?

Вернемся «к нашим баранам» из американского Клуба роста. Как сообщил Вудхилл, предложение по стабилизации доллара уже внесено в конгресс членом палаты представителей Тедом По. Это законопроект № 1638, согласно которому ФРС должна назначить точную дату и время, когда курс доллара будет стабилизирован к цене нефти на бирже COMEX. Эта цена также станет целевой для ФРС на золото.

По мнению эксперта, «если законопроект будет принят, то цены на золото обвалятся и потащат за собой цены на нефть». Хотя, опять же, не понятно, при чем тут золото, но если цена на нефть обвалится, это действительно приведет к росту доллара. Допустим, благодаря стараниям ФРС американская марка нефти Light будет стоить 35,5 доллара за баррель, а не 82,6, как сейчас. Правда, не совсем понятно, как ФРС сможет оказать столь значительное влияние на свободный рынок нефти, чтобы опустить ее цену почти в три раза. Но не факт, что европейский сорт Brent, от которого и рассчитывается с дисконтом российская Urals, будет в точности следовать за Light. Например, во время последнего обвала цен Light упала намного ниже 100 долларов, а Brent осталась на отметке 105.

 

Читайте также: Нефть – это кровь войны


В любом случае первой пострадает от роста курса доллара экономика США: ее долги вырастут соответственно укреплению доллара, американские экспортеры потеряют всякое конкурентное преимущество на мировом рынке, капитализация фондового рынка США упадет в разы, а безработица в стране станет еще выше. Именно поэтому Штаты все последние годы стараются ослабить доллар — даже путем вооруженных конфликтов и дестабилизации ситуации в нефтедобывающих странах Ближнего Востока. Потому что между ценой нефти и долларом существует и обратная связь — когда нефть растет в цене, курс доллара снижается. Военная операция в Ираке, давление на Иран, провоцирование конфликта в Ливии — все это из серии «управляемой девальвации» доллара.

А заявления Вудхилла, что сильный доллар — это стабильность в экономике и на финансовых рынках, а также ключ к быстрому росту, полной занятости и процветанию, говорят лишь о том, что он весьма слабо разбирается в вопросе. Остается лишь посоветовать ему купить новую книгу по макроэкономике главы ФРС Бена Бернанке, который является ярым сторонником политики слабого доллара, и сейчас как раз собирается запустить очередную программу QE3 для его дальнейшего ослабления.