Тому, кто вслед за Юрием Дмитрюком попадает на склад компании Ozon.ru, бизнес-модель московского интернет-магазина того же названия открывается не сразу: массивные кондиционеры рядом с одинокими пылесосами ожидают здесь своих заказчиков. На расстоянии в две паллеты  располагается корм для собак в банках, и даже игрушечная железная дорога фирмы Playmobil, а также поздравительные открытки царских времен находятся на полках этого гиганта электронной коммерции, удерживающего в России на дистанции американский концерн Amazon.

Рано или поздно человек с некоторыми познаниями в производственно-экономической области задает себе вопрос о том, каким образом торговец получает свою маржу, продавая габаритные кондиционеры. Такие конкуренты как Media-Markt заказывают значительно большее количество товаров, и поэтому могут дешевле их закупать, а также продавать по более низкой цене. И почему, тем не менее, компания Ozon.ru продолжает расширяться – как раз в сфере торговли электроникой? «Об этом вы должны спросить менеджеров в Москве», - отвечает обычно разговорчивый руководитель склада.

Еще по теме: Россия - новый "большой брат" в интернете


Этот человек в Москве, которому Ozon.ru обязан своей стратегией экспансии, является швейцарцем и зовут его Бернар Люке (Bernard Lukey). Он, судя по всему, знает, что торговля габаритными товарами не обязательно приносит прибыль, но для него главное – стратегия. «Мы уже давно продаем не только книги, и уже позиционируем себя в интернете как супермаркет», - подчеркивает он. Поэтому пылесосы также следует предлагать, даже если прибыль в таком случае и не будет слишком большой.



Как раз недавно компания Ozon.ru получила дополнительный капитал. Венчурные финансисты ru-Net (Россия), Rakuten (Япония), а также швейцарская фирма Alpha Associates и американский фонд Index Ventures предоставили 100 миллионов долларов на расширение российского онлайнового супермаркета. Это свидетельствует о доверии к успешной концепции компании Ozon.ru, которую ее президент Люке описывает коротко и провокационно: «Мы просто копируем концепцию фирмы Amazon». Это далеко не так просто, как кажется, поскольку «мы ведь должны подстраиваться под российскую действительность», - подчеркивает этот 41-летний предприниматель.

Россия встретила Люке всякого рода  неприятностями, когда он в 2005 году начал заниматься реализацией концепции электронной коммерции. В России государственная почта работает из рук вон плохо, создание логистической структуры обходится здесь дорого, а клиенты неохотно сообщают в режиме онлайн номер своей кредитной карты, если таковая у них вообще имеется.

Читайте еще: Российский интернет предоставляет возможности на миллиарды долларов


Впрочем, хватит об этом – расчет все равно оправдался. Компания Ozon.ru выросла прошлом году на 34%, а в 2011 году Бернар Люке нацелился на прибавку свыше 40%. Оборот в настоящее время составляет 137 миллионов долларов. Одним из акционеров компании является немецкий венчурный инвестор HV Holzbrink.

Пока фирма Amazon -  активный альфа-самец на мировом рынке электронной коммерции – не предпринимала никаких нападений на Россию. Кстати, Ozon не является единственным предприятием, которому удалось на Востоке выстоять в борьбе с могущественным американским конкурентом. Поисковик Яндекс уже давно потеснил Google, а такие социальные сети как ВКонтакте или Одноклассники в России популярнее, чем Facebook.

Читайте еще: Интернет с восточным колоритом

О том, насколько в России дорогая логистика, свидетельствует центральный склад компании в Твери. Этот крупный город расположен между Москвой и Санкт-Петербургом, и автомобильная трасса находится от него недалеко. В декабре в течение одного дня около 10 000 посылок покидают логистический центр, рассказывает директор склада  Юрий Дмитрюк. Все книги снабжены штрих-кодом, однако сотрудники компании должны сами разыскивать их на полках трехуровневого склада. Затем посылки отправляются в сортировочное отделение, где заказы обрабатываются автоматически. После этого компьютеры проверяют комплектацию посылки, и она отправляется клиенту.

Лишь малую часть посылок доставляет российская государственная почта. Вместо этого Ozon на пространстве от Калининграда до Владивостока имеет представительства и агентов, через которых и осуществляется доставка большинства заказов. Если дело срочное, то за дополнительную плату можно воспользоваться услугами курьера. Если есть время, то можно самому забрать свой заказ в одном из филиалов. А у кого очень много времени, тот может положиться на почту, которой требуется по крайней мере десять дней для доставки небольшой бандероли. «Их нельзя назвать ненадежными – они просто работают очень медленно», - считает директор склада Дмитрюк.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.