Двадцать лет спустя после краха коммунизма и распада Советского Союза, в России сформировался один из самых мощных автомобильных рынков мира. Автопроизводители продали в стране почти два с половиной миллиона машин и легкого грузового транспорта в прошлом году, и большинство экспертов считают, что Россия перегонит Германию и станет крупнейшим автомобильным рынком в Европе к концу десятилетия. А недавнее вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) делает ее еще более привлекательной для иностранных производителей.

«Главная причина, по которой мы здесь, - то, что мы видим возможности на рынке, - говорит Джеймс Бовенци (James Bovenzi), президент GM в России. - Да, это изменчивый рынок. Да, есть определенные валютные риски. Да, могут быть и другие проблемы. Но мы верим, что в долгосрочной перспективе это хорошая инвестиция».

Однако General Motors не могут справиться в одиночку, говорит Бовенци.

Читайте также: Иностранные автоконцерны рвутся в Россию


«Нам очень нужна база снабжения неподалеку, - сообщил он поставщикам на ужине, организованном ранее в этом месяце Американо-Российским Деловым Советом. - Мы не добьемся успеха без инфраструктуры и возможностей, которые у вас есть».

Отчасти это следствие нового закона, принятого российским правительством в прошлом году, который требует от иностранных автопроизводителей увеличить использование деталей, произведенных в России, в обмен на тарифные льготы.

«Декрет 166» требует от производителей закупки 60% компонентов на местном рынке к 2015. Однако это не означает, что эти поставщики должны быть русскими.

«Это означает, что местные поставщики должны находиться в России», говорит Алан Дрейпер (Alan Draper), вице-президент по закупкам для Ford в Европе, который говорит, что его компания уже убедила компании Lear Corp. в Саутфилде и Johnson Controls Inc. в Милуоки открыть заводы в России, чтобы поддержать местное производство Ford Focus и других компаний. «С точки зрения локализации мы уже поняли, что нам нужно. Теперь нам остается начать это делать».

Ford и General Motors оба согласились на «Декрет 166», так же как и Volkswagen AG и Renault SA. Россия согласилась ослабить пошлины на иностранный импорт как условие вступления в ВТО, но это будет постепенный процесс, и правительство пообещало этим четырем компаниям компенсацию за соблюдение предписанных законом целевых показателей.

Еще по теме: Иран поборется за российских автолюбителей


Необходима база снабжения

«Вне зависимости от правил нам нужно локализироваться, чтобы стать конкурентоспособными, - говорит Бовенци из GM. - Местная российская база снабжения не слишком развита». По его словам, импорт деталей может быть кошмаром в плане логистики. В прошлом году судна, перевозившие детали для General Motors, застряли во льду на несколько недель недалеко от берегов Санкт-Петербурга.



Отсутствие сильной и надежной базы снабжения «было основной проблемой индустрии в России», говорит Иван Бончев, руководитель автомобильной практики Ernst & Young в России. По его словам, в отличие от других быстро развивающихся авторынков — Китая, Индии и Бразилии, Россия остается основным импортером транспортных средств. Поэтому российское правительство так агрессивно продвигает развитие местного производства.

«Главными целями властей было привлечь как можно больше инвестиций, чтобы заложить прочную производственную базу в России и в более долгосрочной перспективе создать потенциал для экспорта», сказал он.

Рынок вырос на 40%

В прошлом году российский авторынок вырос на 40%. Такие цифры не повторятся в 2012, однако, по словам Бончева, спрос останется высоким и продолжит расти.

«Россия определенно станет крупнейшим европейским рынком, - говорит он. - Для тех, кто хочет играть важную роль на рынке, имеет смысл тут быть. На самом деле, особенно если говорить о поставщиках, в России сейчас очень много возможностей и непочатый потенциал, так как практически нет конкуренции».

Еще по теме: Владивосток - приморская автостолица


Эксперты Ernst & Young ожидают, что рынок автомобильных деталей в России вырастет с 54 миллиардов долларов в прошлом году до 69 миллиардов в 2014. Даже американское правительство поощряет поставщиков автокомпонентов к инвестициям в Россию.

«Россия становится более важным экономическим партнером США», сказал Мэттью Эдвардс (Matthew Edwards), действующий директор отделения России, Украины и Евразии в Министерстве торговли США, добавив, что вступление России в ВТО «предвещает хорошие новости для иностранных компаний».

Россия формально была принято в ВТО в прошлом месяце после 18 месяцев переговоров. Однако ее вступление все еще должно быть одобрено российской Думой, у которой есть время до конца июня.  Конгресс США также должен предпринять определенные шаги, чтобы убедиться, что американские компании получают всю защиту, которая им теперь будет полагаться, говорит Эдвардс.


Читайте также: Путин заявил, что Россия не будет менять правила для иностранных автопроизводителей из-за ВТО


ВТО делает процесс вложения инвестиций проще

Ассоциация поставщиков оригинального оборудования (OESA), представляющая американских производителей автомобильных деталей, считает, что включение России в ВТО сделает проще для ее членов обоснование инвестиций в эту страну.

«Это создает ощущение дисциплины, которого раньше не было, - считает Нил де Кокер (Neil De Koker), управляющий директор OESA. - Наши члены очень внимательно приглядываются к России. Присутствует некоторое беспокойство, но также и растущий интерес. Этот рынок продолжает расти».

«Многие американские поставщики уже ведут бизнес в Китае, - говорит де Кокер, - стране с коммунистическим правительством». «Нас беспокоит тип правительства в России, но мы охотно идем на риск в Китае, и я думаю, что риски в России точно не превышают рисков в Китае, - говорит он. - Если вы как компания стремитесь к росту, вам необходимо присутствие на этих рынках».