6 июня - в рамках визита Владимира Путина в Китай - Пекин и Москва объявили о расширении экономического сотрудничества в некоторых стратегических областях, в том числе - и в авиастроении. В частности речь идет о создании совместного предприятия российской Объединенной авиастроительной корпорации и китайского государственного концерна Comac. Какова будет его цель? Пошатнуть доминирующее положение Airbus и Boeing на рынке дальнемагистральных лайнеров, разработав конкурента А 330 и Boeing 777.

В основу будущего самолета, на создание которого выделят более 10 миллиардов долларов, ляжет современный российский дальнемагистральный лайнер Ил-96 (его эксплуатация началась еще в 1993 году). Как пишет местная пресса, самолет будут собирать в Китае, который и возьмет на себя финансирование. Чтобы получить шанс конкурировать с западными самолетами, Ил необходимо подвергнуть глубокой модернизации и привести в соответствие со стандартами современной авиации.

Читайте также: Крушение самолета вызвало дискуссию о состоянии российской гражданской авиации

Новый самолет, который, как надеются авторы проекта, может выйти на рынок к 2020 году, должен принести с собой целый ряд значимых инноваций, в том числе в плане экономии топлива и гарантий надежности. Кроме того, он будет опираться на глобальную сеть центров техобслуживания. Реализация подобных планов связана с огромными технологическими и коммерческими проблемами, о чем свидетельствует попытка Comac с его C 919 и Bombardier с CSeries конкурировать с Airbus и Boeing на рынке среднемагистральных лайнеров, где они представлены A 320 и Boeing 737. Первый самолет, который эксперты называли не иначе, как «копией А 320», набрал 240 заказов, тогда как канадский аналог получил всего 138.

Разделение ролей

В ответ на появление новых конкурентов Airbus и Boeing запустили обновленные версии своих моделей (NEO и MAX), количество заказов на которые меньше чем за год перевалило за отметку в 2500. Этот головокружительный успех заставил отступить бразильский Embraer, который одно время также планировал выпустить собственную разработку.

Что касается более высокотехнологичного рынка дальнемагистральных лайнеров, Airbus и Boeing еще больше укрепили свое преимущество, предложив клиентам A 350 XWB (первые поставки начнутся в середине 2014 года) и Boeing 787 Dreamliner (уже начал полеты несколько месяцев назад). Речь идет об очень сложных самолетах, в создании которых широко используются композитные материалы. Привлечь покупателей новому российско-китайскому самолету будет непросто. Отсюда и разделение ролей: помимо договора с ОАК, Comac также подписал соглашение об альянсе с канадским Bombardier.

Также по теме: Катастрофа Sukhoi Superjet-100 может подрезать крылья украинскому Ан-148


Airbus и Boeing, конечно, удалось отсрочить угрозу. Тем не менее, через 20 - 30 лет финансируемые на государственные средства российские и китайские компании вполне могут отвоевать себе место в небе. Они не хотят уступать Airbus и Boeing быстрорастущие внутренние рынки своих стран, а в будущем нацелены и на экспорт.

Хорошим примером этому служит Falc, совместное предприятие Airbus и China Aviation Industry Corp в китайском Тяньцзине. 5 июня его директор Жан-Люк Шарль (Jean-Luc Charles) заявил, что завод сможет начать поставки некитайским клиентам уже с декабря этого года -  трехлетним опережением графика. В сентябре он отправит лайнер А 320 малазийской компании Air Asia, которая является его первым иностранным клиентом. Этот самолет станет сотым А 320, который будет собран в Тяньцзине.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.