Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В отношениях России и США продолжает нарастать напряженность. Говорят, что Москва может применить тактическое ядерное оружие на Украине и за две недели оккупировать эту страну. С другой стороны, союзники США один за другим разрабатывают пакеты санкций против России. О каком американо-российском союзе тогда может идти речь? Смотрите на ExxonMobil.

Возникшая с украинским кризисом напряженность в российско-американских отношениях продолжает нарастать. Говорят, что Москва может применить тактическое ядерное вооружение на Украине и за две недели оккупировать эту страну. С другой стороны, союзники США один за другим разрабатывают пакеты экономических санкций против России. Некоторые круги предвидят начало новой холодной войны. О каком американо-российском союзе тогда может идти речь?

Эксперт института «Турция в XXI веке» Тугче Варол Севим (Tuğçe Varol Sevim) обращает внимание на событие, которое осталось незамеченным в Турции: Роснефть и ExxonMobil, вооружившись беспрецедентным инвестиционным бюджетом, начали работы по добыче нефти в районах, которые закреплены за Россией в водах Северного полюса. Почему, вводя санкции непосредственно в отношении Роснефти и заставляя страны ЕС соблюдать их, США не реагируют на совместные проекты американской и российской компаний? Видимо, несмотря на то, что отношения Вашингтона и Москвы подошли к критической отметке по очень многим пунктам, а аналитики прогнозируют «новую холодную войну», Земля вращается не так, как во времена СССР и США прошлой эпохи.

ExxonMobil — американская энергетическая компания, которая работает в Российской Федерации уже более 20 лет. В рамках подписанного в 2011 году исторического контракта Роснефть и ExxonMobil договорились о совместной работе не только в России, но и в США, и пришли к стратегическому соглашению об обмене технологиями. В 2012 году стороны сообщили о начале разведывательных работ в Западной Сибири и в арктическом регионе России. Стоимость этих проектов насчитывает несколько миллиардов долларов.

С началом геологоразведочных работ в арктическом регионе в 2013 году компании также приняли решение о взаимодействии в области сжиженного природного газа. Один из наиболее поразительных аспектов сотрудничества российской и американской компаний в 2013 году связан с тем, что дочерняя компания Роснефти, компания «Нефтегаз Америка Шельф ЛП», обладает 30%-ными долями в глубоководных блоках в Мексиканском заливе. ExxonMobil имеет там лицензию на разведку и добычу. Таким образом, и американская ExxonMobil, и российская компания «Роснефть» активизируют свою деятельность в областях, стратегически важных для каждой из двух стран.

После начала кризисных событий на Украине в 2013 году и падения украинского правительства в начале 2014 года после Олимпиады в Сочи, внимание всего мира сосредоточилось на России. В мае 2014 года, когда США формулировали свою санкционную политику, в российском Санкт-Петербурге глава Роснефти Игорь Сечин (его имя до сих пор находится в американском списке санкций) и ExxonMobil на глазах у всего мира подписали новое стратегическое соглашение. Для ExxonMobil, которая в результате украинских событий и российской аннексии Крыма потеряла свои права на Украине, должно быть, это не означало каких-либо проблем, раз уж американская компания не отказалась от своих отношений с Россией. Ведь прибыль ExxonMobil от проектов на российских территориях несопоставима с тем, что она получала от Украины.

Согласно недавно сделанным заявлениям, до 2030 года Роснефть и ExxonMobil планируют вложить 400 миллиардов долларов в арктический регион России. В совместном заявлении компаний отмечается, что в Арктике они рассчитывают открыть месторождение, запасы которого сопоставимы с запасами Саудовской Аравии. 9 августа Роснефть и ExxonMobil начали шельфовое бурение в Карском море. Если принять во внимание их планы относительно объемов инвестиций, то нетрудно догадаться, на какую прибыль они рассчитывают.

На вопрос о том, как, на фоне напряженности в отношениях Москвы и Вашингтона, может работать такое стратегическое сотрудничество, можно ответить так: прежде всего изменился мир, а Россия — уже не та закрытая страна, что раньше. Кроме того, слишком рано говорить о новой холодной войне. Все происходящее — вопрос помятой травы в момент толкания слонов. США давят на страны ЕС, заставляя их вводить санкции против российских энергетических компаний. Но на ExxonMobil Вашингтон не в силах надавить, причем ни один американский президент не обладает такой силой. Более того, сообщалось, что Роснефть стала покупателем первого танкера курдской нефти, которая впоследствии через итальянский порт Триест была доставлена в Европу. Возможно, используя свои отношения с Роснефтью, ExxonMobil (как известно, она функционирует в Северном Ираке) содействовала тому, чтобы эта продажа состоялась. При этом тактика России может быть расценена как стремление ослабить санкции США с помощью ExxonMobil. А, значит, все сложнее, чем кажется на первый взгляд.