Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российская экономика и исламский банкинг

© AP Photo / Hasan JamaliБанк «Аль-Джазира» в Эр-Рияде, Саудовская Аравия
Банк «Аль-Джазира» в Эр-Рияде, Саудовская Аравия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
При прочтении заголовка у вас, вероятно, возникает вопрос: что может быть общего между российской экономикой и исламским банкингом? Но пусть вас это не смущает. Ведь Москва активно готовится к тому, чтобы, как и Лондон, внедрить исламские модели в свою финансовую систему. «Внешэкономбанк» фактически рассматривает возможность дебютного выпуска исламских ценных бумаг.

При прочтении заголовка этой статьи у вас, вероятно, возникает вопрос: что может быть общего между российской экономикой и исламским банкингом?

Но пусть вас это не смущает. Ведь Москва активно готовится к тому, чтобы, как и Лондон, внедрить исламские модели в свою финансовую систему. После падения рубля до исторического минимума российские компании и банки стали обращаться к сфере исламского банкинга. Так, российский национальный банк развития «Внешэкономбанк» уже начал консультироваться с ближневосточными финансовыми институтами по вопросу размещения исламских облигаций «сукук» (среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги, обеспеченные материальными активами, выпущенные по законам шариата — прим.пер.). Там фактически рассматривают возможность дебютного выпуска исламских ценных бумаг.

Существенное падение цен на нефть стало заводить в тупик такие сильно зависимые от нефтяных доходов страны, как Россия. Обвал цен на нефть, за счет которой Россия обеспечивает почти половину своих бюджетных доходов, расшатывает стабильность ее экономической системы. Положение становится все более безвыходным вместе с фактически разоряющим фондовые рынки оттоком иностранного капитала и «горячих денег», которые особенно любят высокие процентные ставки. Пытаясь бороться с кризисом, Россия готовится сделать важный шаг и вмонтировать в свою экономическую систему исламские финансовые инструменты. Лондон уже давно сделал это и весьма преуспел в этом. Россияне же ведут активную работу над тем, чтобы понять, как решает эту задачу не только Ближний Восток, но и такая немусульманская страна, как Великобритания. Надо признать, что важную роль подобной модели русские осознали раньше нас.

Хотя в Турции уже были сделаны некоторые шаги в этом направлении, их нельзя назвать достаточными. Если принимать во внимание недолгую историю существования у нас так называемого «банкинга участия» (термин, которым обозначается в Турции понятие «исламский банкинг» — прим.пер.), можно с полной уверенностью утверждать, что эта сфера пока не снискала особого доверия со стороны нашего общества. Проблема будет только разрастаться, если причину низкого уровня сбережений населения мы продолжим искать в процентных ставках и других подобных светских инструментах.

В то же время известно, что в Турции существует значительное накопление капитала, который весьма чувствителен к динамике процентных ставок. Поскольку то, как сегодня применяется банкинг участия в Турции, не удовлетворяет потребности этого капитала, он не поступает в нашу финансовую систему, а утекает в такие относительно более безопасные сферы, как, например, недвижимость. В таком случае Турция должна как можно скорее включить в свою финансовую систему надежную исламскую модель. И у нас действительно есть такая возможность. Центром подобной исламской модели может стать недавно созданный Стамбульский международный финансовый центр. Но шаги, которые мы предпринимаем в этой области, носят весьма ограниченный характер. Несмотря на то, что в недавно обнародованном правительством «Десятом плане развития» этому центру в Стамбуле был посвящен отдельный раздел, при анализе деталей программы можно прийти к выводу: исламская финансовая составляющая остается весьма слабой.

По прогнозам, 2015 год станет важным и достаточно сложным для мировой экономики. Вступая в этот изобилующий рисками период, мы должны как можно скорее включиться в систему исламского финансирования, что станет важным шагом на пути к диверсификации инструментов, которыми мы располагаем сегодня. Более того, необходимо как можно скорее понять значение этой модели, способной решить проблему низкого уровня сбережений населения и вовлечь накапливаемый капитал в финансовую систему страны.

Возможно, энергетическая дипломатия, которая продолжает набирать темпы после визита Путина в Турцию, начнет действовать и в исламской финансовой сфере. С одной стороны, построив современный «Шелковый путь» в энергетике, с другой — став центром исламских облигаций, Турция сможет как обеспечить необходимое накопление капитала, так и предложить решение тем, кто особенно чувствителен к изменению процентных ставок и предпочитает хранить денежные средства под подушкой или вкладывать их в недвижимость.

В этих условиях альтернативой обсуждению вопроса о приватизации турецких банков Vakıfbank, Halkbank и Ziraat Bankası может быть дискуссия о том, как внедрить в эти учреждения исламские финансовые модели.