Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«Медовый месяц» Китая и России

Разработка СПГ и китайские инвестиции в российскую Арктику

© РИА Новости Михаил Воскресенский / Перейти в фотобанкСтроительство завода по производству сжиженного природного газа на Ямале
Строительство завода по производству сжиженного природного газа на Ямале
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Поселок Сабетта, полуостров Ямал. Середина апреля, но земля покрыта ослепительно белым снегом. Едем на трехосном автобусе, через некоторое время видим вдали строение, похожее на башню. Это — сооружение для добычи природного газа. Глубина добычи — 3600 метров. Китайцы владеют тут 20%, но это только начало: КНР может дать «Ямал СПГ» кредит на 10 с лишним миллиардов долларов.

Российские нефтяные и газовые компании попадают во все большую зависимость от Китая. В связи с украинским кризисом продолжается конфронтация с западными странами, с которыми до этого существовали тесные отношения. В настоящее время инвесторами в ключевых проектах все чаще становятся китайские предприятия, которые также поставляют сюда оборудование. Я отправился в Арктику, чтобы увидеть все своими глазами.

Запад больше не дает кредиты

Поселок Сабетта на полуострове Ямал. Середина апреля, но земля покрыта ослепительно белым снегом. Едем на трехосном автобусе, через некоторое время видим вдали строение, похожее на башню. Это — сооружение для добычи природного газа. Глубина добычи — 3600 метров.

Температура воздуха минус 16 градусов. Теплая куртка не спасает: когда дует ветер, становится холодно. «Башня покрыта теплосберегающим материалом. Внутри ноль градусов, поэтому там можно спокойно работать», — говорит рабочий.

На языке аборигенов «Ямал» означает «конец мира». Зимой температура воздуха опускается до минус 50. Порывы ветра достигают 35 метров в секунду.

Здесь работает около десяти тысяч человек. По словам заместителя руководителя Дмитрия Монакова, работы начались в 2010 году. Здесь построили порт, провели электросеть и водопровод. В феврале появились регулярные рейсы в Москву и другие города.

Бурение осуществляет компания «Ямал СПГ». Доля российской «Новатэк» составляет 60%. Французская Total и Китайская национальная нефтегазовая корпорация внесли по 20%. Рассматривались варианты с участием японских и индийских компаний, однако контракт в итоге подписали только с китайским предприятием.

В середине апреля было пробурено 28 скважин из 208. В этом году завод по переработке СПГ будет построен на 45%. В 2017 году начнутся частичные работы. В соответствии с проектом в год здесь планируют добывать 16,5 миллиона тонн продукта. Это одна шестая от количества газа, ежегодно потребляемого Японией.

80% этого газа будет направляться ледоколами в Азию. Летом маршрут проходит из Северного ледовитого океана в Берингов пролив. Зимой, когда океан покрыт льдами, корабли пойдут через Суэцкий канал.

Россия находится на втором месте в мире по количеству производимого газа. В настоящее время большая часть газа экспортируется в Европу по трубопроводу. При экспорте газа в Азию на «Ямал СПГ» возлагают большие надежды.

Когда обострился украинский кризис, под американские санкции попала компания «Новатэк». На «Ямал СПГ» санкции не распространяются, однако он больше не может привлекать финансы на Западе: Экспортно-импортный банк США прекратил финансирование.

Общие расходы на строительство составляют 27 миллиардов долларов. Россия нуждается в финансировании на сумму 15 миллиардов долларов, поэтому главы «Новатэка» и Total с прошлого года пытаются привлечь к строительству Китай. Один из основных акционеров «Новатэка» Леонид Михельсон не называет название конкретного банка, однако с уверенностью говорит о том, что уже в первой половине этого года контракт будет подписан. Есть мнение, что стороны уже договорились о финансировании на сумму более десяти миллиардов долларов (китайские банки уже согласились до конца года предоставить проекту кредитов на 13,5 миллиарда долларов — прим. ред.).

Риск зависимости от одной страны

От Китая зависит не только «Ямал СПГ».

На Дальнем Востоке расположен «Спецморнефтепорт Козьмино». В прошлом году Япония получила отсюда 8,9 миллиона тонн нефти, и это при том, что всего груззоборот составил 24,9 миллиона тонн. Это самый большой показатель. Китай импортировал 5,9 миллиона тонн.

Тем не менее глава «Транснефти» Николой Токарев говорит о том, что Китай просит увеличить количество на пять миллионов тонн.

«Спецморнефтепорт Козьмино» к 2020 году планирует увеличить объем экспорта как раз на пять миллионов тонн. Велика возможность, что вся эта нефть будут продавать в Китай.

Все дело — в «медовом месяце» в отношениях между «Роснефтью» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией.

В 2009 году компании подписали соглашение на ежегодную поставку в Китай 15 миллионов тонн нефти в течение 20 лет. В 2013 году был подписан контракт на поставку в Китай 14 миллионов тонн нефти по трубопроводу в течение 25 лет. Китайская сторона помогает с деньгами и не скупится на авансовые платежи. Тем самым она помогает России, которая нуждается в капитале на постройку трубопровода.

В мае прошлого года был подготовлен проект, в соответствии с которым трубопровод свяжет Китай с новым газовым месторождением в восточной Сибири. В течение 30 лет Россия будет ежегодно поставлять по этому трубопроводу 38 миллиардов кубометров газа. В сентябре на церемонии открытия завода присутствовали президент Путин и заместитель премьер-министра Китая. «Этот проект удалось осуществить благодаря тесному сотрудничеству России и Китая», — говорится в совместном заявлении.

России жизненно необходимо увеличить объемы экспорта энергоресурсов в Азию. Европа не только ограничила финансирование российских проектов, но и пытается уйти от российской газовой зависимости.

На протяжении долгих лет в России призывали к тому, чтобы расширить сотрудничество с Японией в качестве азиатского партнера. Тем не менее в Японии осмотрительно относятся к заключению многомиллионных контрактов в нефтяной и газовой сферах, поэтому крупным партнером здесь может стать только КНР.

Также стороны сейчас обсуждают проект постройки газопровода, по которому в Китай пойдет газ, предназначенный для Европы.

Тем не менее зависимость от одного Китая несет в себе риск. КНР диверсифицирует поставщиков, увеличивает объемы нефти и газа, закупаемого в других странах Центральной Азии. При этом ее экономический рост замедлился. Существует опасность, что поставки превысят спрос.

Аналитик Сергей Пигарев из RMG говорит следующее: «Есть риск, что когда темпы роста китайской экономика замедлятся, Пекин потребует снизить цены».