Россия всеми силами продвигает инновационный центр «Сколково». Для того чтобы определить цели «Сколково», в прошлый раз я позаимствовал у Кремниевой долины два подхода. Первый состоит в структуре циркуляции ресурсов, необходимых для стартапов. Второй заключается в условиях для развития стартапов, которые появляются благодаря этой циркуляции.

Первый подход я рассмотрел в прошлой статье, поэтому в этот раз я попытаюсь проанализировать второй. Рассмотрим то, как «Сколково» пытается решить задачи, стоящие перед Россией.

Условия для развития стартапов

Благодаря циркуляции таких ресурсов, как «люди, знания и деньги», растет число стартапов и инвесторов. Есть информация, что в Кремниевой долине ежегодно начинает работать десять тысяч стартапов. Тем не менее многие из них прекращают свою деятельность. К чему же приводит такое количество стартапов?

Развитие или инкубация — это условия, при которых зародыш начинает развиваться в яйце. Если соответствующие условия отсутствуют, он умрет до или после того, как вылупится. Для стартапов также необходимы условия, при которых они будут появляться и затем развиваться. Во время развития необходимо преодолеть несколько преград, однако в условиях благоприятной обстановки преодолевать эти преграды становится намного проще.


Во-первых, чтобы стартап появился, необходимо преодолеть преграду, которая заключается в том, чтобы заинтересованные люди встретились и начали заниматься соответствующей деятельностью. Следующая преграда состоит в проверке эффективности продукта или сервиса. Затем необходимо создать схему, которая позволит стартапу быстро развиваться не только внутри страны, но и за рубежом. Дело в том, что чем больше стартапов, тем проще преодолевать различные преграды. Другими словами, складываются благоприятные условия для инкубации стартапов. Рассмотрим причины.

Низкие барьеры для проверки эффективности продукта и сервиса

Чем инновационнее продукт или сервис, тем важнее то, чтобы ими воспользовалось как можно больше пользователей. Эффективно полировать сервис, основываясь на отзывах потребителей. Поэтому на первоначальном этапе важно большое количество пользователей. Первоначальные пользователи испытывают сильную заинтересованность в новой продукции. При этом они терпимы к различным недоработкам. В то же время желательны такие пользователи, которые будут присылать отзывы.

Большое количество стартапов означает, что в одном месте сосредоточено немалое количество людей, обладающих богатым опытом. Как правило, стараперы заинтересованы во всем новом. Они сами предоставляют продукты и сервисы, поэтому они терпимы к недоработкам. По той же причине можно предположить, что стартаперы склонны к написанию отзывов. То есть подобные пользователи идеально подходят для проверки новых продуктов и сервисов.

И в Японии, и в России стартапов пока что крайне мало. Кроме того, на рынке продуктов и сервисов сильным влиянием обладают крупные компании. Следовательно, для того, чтобы привлечь большое количество клиентов, на начальном этапе необходимо сотрудничать с крупными игроками. Масштаб политики крупных компаний и стартапов можно сравнить с соотношением размеров слона и мыши. Непонимание разницы в чувстве времени, подверженности рискам и процессе принятия решений фатально для стартапов. Самая трудная задача состоит в том, чтобы взаимодействие с крупными игроками учитывало эту разницу в подходах и проходило гладко.

Простота распространения сервиса для быстрого роста

Регенерация стартапов в Кремниевой долине происходит очень быстрыми темпами. Помимо потенциала бренда, регенерация также открывает большие возможности для стартапов. К стартапам привлекаются не только американцы, но и иностранные кадры. Это означает, что иностранцы, привыкшие к другим реалиям и культуре, не испытывают никаких затруднений, находясь в США.

Третий барьер, который я упомянул выше, заключается в создании схемы для быстрого распространения сервиса за рубежом. Успешные стартапы Кремниевой долины начинают быстрыми темпами выходить на иностранные рынки. Они пытаются увеличить свои доходы в глобальных масштабах. Одно из условий для быстрого распространения сервиса — использование английского языка. Также важно работать с пользователями, которые знают культуру той страны, где планируется распространять сервис.

Вопрос состоит в том, сможете ли вы найти надежных людей среди местных жителей. Также крайне полезно не только знать ситуацию вокруг стартапов в Кремниевой долине и местные особенности, но и уметь спланировать проект и контролировать его исполнение.

Стоит отметить, что Япония и Россия также похожи тем, что в этих странах сильны позиции родного языка. В большинстве случаев меню в московских ресторанах, а также транспортная информация указаны на русском языке. В Японии ситуации немного лучше, однако, например, кафе, где вас смогут обслужить на английском, все еще очень мало. Можно сказать, что это препятствует привлечению иностранных кадров.

Также проблема заключается в том, что этот рынок в наших странах пока развит в недостаточной степени. Население России составляет 140 миллионов человек. По этому показателю Россия занимает первое место в Европе. По некоторым подсчетам, интернетом в России ежедневно пользуется около 60 миллионов человек, что соответствует населению Италии. Население Японии — 120 миллионов человек. «Сетевое население» — 100 миллионов. Поскольку позиции японского языка крепки, можно говорить о том, что в Японии в основном распространен внутренний сервис.

Открытие "Гиперкуба" на территории иннограда "Сколково"


Другими словами, из-за языковых проблем стартапам непросто выйти на зарубежные рынки. При этом заработки на внутреннем рынке нельзя назвать большими. Таким образом, стартапам эффективнее нанимать своих сограждан. В случае выхода на зарубежные рынки у них отсутствуют точки опоры за рубежом. Поскольку компаний, которые работают на иностранных рынках, немного, отсутствует обмен информацией. В результате препятствия для работы за границей становятся все более непреодолимыми.

Естественно, и японские, и российские стартаперы хорошо осведомлены об этих проблемах. Количество стартапов, которые нацелены на зарубежные рынки, увеличивается. Хотелось бы отметить, что российским и японским стартапам приходится сталкиваться с проблемами, отличающимися от проблем их коллег из Кремниевой долины.

Стратегия «Сколково» для решения российских задач

Я рассмотрел задачи России и Японии, используя в качестве справочной информации причины успеха Кремниевой долины. Эти задачи состоят в следующем: юридическая система, распространение знаний, привлечение пользователей на первоначальном этапе и выход на зарубежные рынки. В заключение я хотел бы проанализировать то, как «Сколково» пытается решать эти задачи.

Ключ к этому — взаимоотношения с крупным бизнесом. Как я отметил во второй статье на эту тему, «Сколково» сосредоточено на стартапах в сфере исследований и разработок. Чем инновационнее изобретение, тем сложнее его вывести на рынок. Более того, продать одну лишь технологию крайне непросто, поэтому необходимо включать ее в какой-либо сервис.

Для этого важно поддерживать хорошие и равноправные отношения с крупными компаниями. В Японии также очень важно находится в хороших и равных отношениях с крупным бизнесом для того, чтобы вырасти до определенных масштабов. «Сколково» также пытается привлекать крупные компании в качестве спонсоров или партнеров. Россия отличается тем, что компаниям, не работающим с крупным бизнесом, здесь сложно добиться доверия, поэтому большинство стартапов придает большое значение подобным отношениям.

Если при проведении демонстрационных экспериментов со стороны крупных компаний будут определенные поступления, по эффективности это сравнимо с привлечением средств при помощи акций. Получение патента — даже лучший способ. Иногда это приводит к тому, что крупный бизнес выкупает изобретение. Благодаря этому возникают связи между руководством крупных компаний и «Сколково». При развитии партнерских отношений с крупным бизнесом будут заключаться множественные партнерские контракты.

В свою очередь, это приведет к созданию соответствующей правовой системы и правил. В случае, если крупная компания является иностранным предприятием, это означает выход на зарубежный рынок. По всей видимости, «Сколково» смягчил условия найма иностранцев именно для того, чтобы усилить этот эффект.

Подводя итог, отметим, что, налаживая партнерские отношения с крупным иностранным бизнесом и активизируя их сотрудничество со сколковскими стартапами, Россия пытается вывести на иностранные рынки свои технологии. За счет этого Россия пытается реформировать структуру промышленности, которая во многом зависит от природных ресурсов.

Российская экономика все еще страдает от экономических санкций, введенных в связи с украинским кризисом, и обвала цен на нефть. Кроме того, если в России речь заходит о бизнесе, в основном это касается энергетики: экспорта нефти и природного газа. Более того, в новостях о России поднимаются исключительно политические проблемы.
Тем не менее, как я сказал ранее, многие упускают из виду то, что в России развиваются новые направления, подобные «Сколково».

При этом если речь заходит о стартапах, то, как правило, это ассоциируется с Кремниевой долиной. Естественно, ее позиции крепки неспроста. Тем не менее в настоящее время инновациями занимаются многие страны. Кремниевая долина — это не единственное место для развития стартапов.

В связи с этим мне кажется, что японские компании совершают ошибку, рассматривая в качестве возможного партнера только Кремниевую долину, когда они хотят сотрудничать с иностранными стартапами в сфере инноваций. Я думаю, с этой точки зрения российские стартапы заслуживают большего внимания, поскольку они находятся в сходных с Японией условиях и пытаются решить различные задачи собственными силами.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.