Обвал цен на «черное золото» сыграл злую шутку с экономиками стран — производителей нефти. Именно стабильные цены на нефть обеспечивали им на протяжении последнего десятилетия высокий уровень экономического роста. Конец нефтяной эпохи, как прозвали нынешнюю рыночную тенденцию экономисты, затронул и Азербайджан, который лишился существенных поступлений нефтедолларов. Чтобы минимизировать негативные последствия для экономики страны, правительство Азербайджана приняло пакет мер, направленных на стабилизацию экономической ситуации.

Экономическим реформам правительства и новой политике по развитию экспортного потенциала ненефтяного сектора haqqin.az посвятил немалое число публикаций. Особое внимание было уделено и недавнему указу президента Азербайджана Ильхама Алиева о дополнительных мерах по поощрению экспорта ненефтяной продукции. Согласно этому документу, предпринимателю, экспортирующему свою продукцию, государство выплачивает сумму, равную трем процентам от стоимости экспортированного товара. Эта беспрецедентная и весьма своевременная экономическая новация руководства страны убедила уже многих бизнесменов в необходимости переориентировать свое производство на экспорт. Появилась надежда, что в скором времени вместо сократившегося потока нефтедолларов в страну начнет поступать валюта, вырученная за реализацию за рубежом продукции ненефтяного сектора.

Выбор — железные дороги

Однако производство способного конкурировать экспортного продукта — только половина дела. Его еще надо вывести на рынок, найти покупателя и обеспечить своевременную доставку до конечного потребителя. Для успешной реализации планов правительства огромное значение имеет транспорт, среди видов которого практически незаменимая роль отводится железным дорогам. На сегодня именно железнодорожный транспорт является самым выгодным как по объемам, так и по срокам доставки грузов на большие расстояния. По стоимости перевозок с железнодорожным транспортом может конкурировать разве что морской, но азербайджанским экспортерам этот вариант недоступен ввиду отсутствия выхода страны к мировому океану.

Так что не случайно в программе правительства по диверсификации экономики и поощрении экспорта особая роль отводится именно железнодорожному транспорту. Реформирование этой сферы сегодня считается одной из ключевых задач государства.

Развитие железнодорожной системы в Азербайджане, открытие инициированных правительством новых маршрутов позволило не только привлечь новые объемы транзита грузов, но и создало дополнительные возможности для экспорта продукции азербайджанских производителей. Жесткая рыночная конкуренция требует сегодня гибкого подхода к потенциальным клиентам, а в отдельных случаях и индивидуального подхода к каждому предпринимателю.

Иностранного бизнесмена, рассматривающего вариант транзита своего товара через территорию Азербайджана, могут отпугнуть не только высокие тарифы, но и бюрократические преграды. Современная экономика не прощает промедлений, и предприниматели заинтересованы в доставке своей продукции до покупателя в самые короткие сроки. Именно поэтому эксперты считают столь важным решение руководства страны о выводе «Азербайджанских железных дорог» (АЖД) из подчинения Минтранспорта республики. Став отдельной независимой госструктурой, АЖД фактически получило возможность проводить более гибкую тарифную политику.

Отныне для внедрения, к примеру, индивидуального тарифа для какого-либо постоянного клиента железнодорожникам не нужно обращаться за разрешением в Минтранспорта, что ранее создавало бюрократическую волокиту и ощутимо затягивало процесс. Случалось, что клиент, не желая терять время, просто уходил с нашего транспортного рынка, изыскивая более быстрые способы переброски своего товара. Сейчас же железнодорожники получили возможность работать со своими клиентами без посредников, что в значительной степени ускорило процедуры оформления заказов на грузовые перевозки.

Поезда набирают ход

Однако даже заполучив вожделенный заказ на перевозку или транзит грузов, железнодорожники сталкиваются с немалым числом проблем. Одна из них — недостаточная по сегодняшним меркам скорость движения, что объясняется изношенностью железнодорожного полотна и подвижного состава.

Большинство населения страны сегодня отдает предпочтение автобусам, нежели более медлительным поездам. В правительстве не раз поднимался вопрос о необходимости увеличения скорости на железной дороге хотя бы до 120-140 километров в час. Сегодня эта проблема постепенно, но неуклонно решается. Покупка АЖД современных тепловозов и вагонов способствовала существенному увеличению скорости движения составов, хотя до мировых стандартов азербайджанским железнодорожникам все еще далеко.

Способствовать увеличению экспорта азербайджанских товаров в Европу и привлечению новых грузовых транзитов призвана реализация стратегического для Азербайджана проекта прямого железнодорожного сообщения из Азии в Европу Баку–Тбилиси–Карс (БТК). Однако, несмотря на свою очевидную экономическую выгоду, этот мегапроект в силу технических и геополитических причин завершить пока не удается. Хотя азербайджанская часть проекта практически реализована, Грузия и Турция вот уже несколько лет тянут с завершением отведенных им работ. Путем интенсивных переговоров руководство АЖД сегодня решает и эту проблему. На сегодняшний день на участке железной дороги от Грузии до границы Турции практически завершены работы по строительству верхнего пути, и по нему уже могут передвигаться дизельные локомотивы. А на последних встречах главы АЖД Джавида Гурбанова и министра транспорта, судоходства и коммуникаций Турции Бинали Йылдырыма турецкий чиновник заверил азербайджанскую сторону в том, что работы на турецком участке БТК завершены на 80 процентов, оставшуюся часть работ, касающуюся электрического обеспечения, разметки и связи предполагается закончить уже к концу этого года. Такой же прогноз по поводу БТК недавно сделал и премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу, который назвал Баку–Тбилиси-Карс «главной артерией коридора, протянувшегося из Китая в Стамбул и Европу».

Пока турки достраивают свой участок этого международного транспортного коридора, Азербайджан уже начал закупать новые вагоны, которые будут эксплуатироваться на БТК. Первые десять пассажирских вагонов спального типа компании Stadler Rail Group будут доставлены в страну уже летом этого года, всего же их будет 30.

Азербайджан на пересечении путей

Ранее Haqqin.az неоднократно писал о намерении правительства превратить Азербайджан в ведущую страну-транзитера грузов с Востока на Запад и с Севера на Юг. В этой связи особенно важны усилия руководства АЖД, чтобы поскорее ввести в эксплуатацию транспортные коридоры Север-Юг и Восток-Запад. Сегодня первые товарные составы уже следуют из Китая в Европу и в обратном направлении через территорию Азербайджана, и к этому маршруту присоединяется все больше и больше стран, например, Украина, Литва и др. Помимо имеющихся маршрутов, Азербайджан открывает и новые. Несколько месяцев назад глава АЖД Джавид Гурбанов анонсировал создание нового транспортного коридора и нового бренда — Юг-Запад. Все эти направления уже в ближайшие годы должны обеспечить транзит через территорию Азербайджана миллионов тонн грузов и, соответственно, сотен миллионов долларов прибыли.

Вместе с тем, помимо экономической выгоды, реализация данных проектов сулит Азербайджану и геополитические дивиденды. Не случайно недавний визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Иран и достигнутые там двусторонние соглашения, в том числе по ускорению строительства железнодорожного коридора Север-Юг, обеспокоили Армению. Правительственные круги этой страны стараются не комментировать эту тему, но ее бывший премьер-министр Грант Багратян в интервью журналистам открыто заявил, что соглашение между Азербайджаном и Ираном по проекту Север-Юг полностью изолирует Армению.

Армения также делает попытки присоединить свои железные дороги к Ирану и тем самым выйти из транспортной блокады. Но на реализацию этих планов нужны миллиардные инвестиции, которые пока никто не спешит туда вкладывать, поскольку проект Север-Юг намного рентабельнее и безопаснее.

Для полного запуска транспортного коридора Север-Юг необходимо достроить железнодорожную линию Астара — Решт — Казвин, проходящую по территории Ирана. В принципе, прокладка участка между Рештом и Казвином близится к завершению, и теперь все упирается в строительство 153-километрового участка Астара — Решт.

Однако Азербайджан рассчитывает начать транзит грузов из иранской Астары в Россию через свою территорию, не дожидаясь полного запуска коридора Север-Юг. Даже без перегона Решт — Астара наша страна может осуществлять переброску нескольких миллионов тонн российских грузов в Иран. Сегодня для этого необходимо достроить всего лишь 8 км путей и один железнодорожный мост. По заверению как азербайджанской, так и иранской сторон, эти работы будут закончены уже к концу этого года.

Тем временем в Иране уже заговорили о создании специальной свободной экономической зоны вокруг разгрузочных терминалов.  Если иранская сторона от разговоров перейдет к конкретным действиям, то появится ареал, где будут действовать экономические льготы для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, налогового, арендного, валютного, визового режима и т. д.), что позволит Азербайджану значительно увеличить объем транзитных грузов.

Удобство для пассажиров и миллионные прибыли

Переговоры руководства АЖД с иранской стороной уже принесли положительные результаты: две страны добились запуска международного пассажирского маршрута Нахчыван — Джульфа — Тебриз — Тегеран — Мешхед. Пассажирский поезд между Нахчываном и Мешхедом будет курсировать дважды в неделю, и учитывая религиозную значимость этого иранского города, этот маршрут наверняка будет пользоваться особой популярностью среди азербайджанских паломников.

Стоит отметить, что руководство АЖД уже имеет положительный опыт по организации комфортных пассажироперевозок. Сегодня между Баку и Сумгаитом курсируют скоростные поезда, которые, по сути, изменили у азербайджанских граждан представление о поездках на поезде. Предоставляемые «Азербайджанскими железными дорогами» комфортабельные вагоны Stadler только за два месяца с момента открытия маршрута перевезли более 100 тысяч пассажиров. Сегодня число людей, ежедневно пользующихся этим маршрутом, приближается к 2,5 тысячи, что в значительной степени снизило нагрузку на автомобильную дорогу между двумя городами.

Тем не менее, экономическая ситуация и реформы правительства требуют от азербайджанских железнодорожников максимальных усилий, чтобы симметрично проецировать успешный опыт пассажироперевозок на сферу грузоперевозок. Железные дороги должны превратиться для местных и зарубежных производителей в быстрый и малозатратный способ транспортировки своего товара к потребителю. Интенсивная работа в этом направлении ведется, и по ее завершении железнодорожники не только обеспечат азербайджанским экспортерам быстрый выход на мировые рынки, но и превратят Азербайджан в регионального лидера по транзиту грузов, что сулит для страны миллионные прибыли.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.