Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сколько стоит «Евровидение» и сможет ли Украина заработать на нем?

© Eurovision.tv / Anna VelikovaУкраинская певица Джамала празднует победу в международном конкурсе «Евровидение»
Украинская певица Джамала празднует победу в международном конкурсе «Евровидение»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Яркая и драматическая победа Джамалы на «Евровидении-2016» означает, что в 2017 году конкурс состоится на Украине. Премьер-министр Украины заверил, что ресурсы на его проведение найдутся. Украине, которая только начинает выходить из кризиса, стоит сосредоточиться на оптимизации будущих расходов на проведение конкурса и на способах получения как можно большей отдачи от затраченных денег.

Яркая и драматическая победа Джамалы на «Евровидении-2016» означает, что в 2017 году конкурс состоится на Украине. Премьер-министр Украины Владиир Гройсман заверил общественность, что ресурсы на проведение конкурса найдутся. Реакция мэров не заставила себя ждать — главы Киева, Львова, Днепропетровска, Одессы и Херсона уже заявили о желании провести конкурс в своем городе.

 

Впрочем, Украине, которая только начинает выходить из глубокого кризиса, стоит сосредоточиться не на мэрских амбициях, а на рациональном просчета и оптимизации будущих расходов на проведение конкурса и на способах получения как можно большей отдачи от затраченных денег.

 

Сколько стоит «Евровидение»

 

Опыт проведения песенного фестиваля в разных городах Европы показал, что прямые доходы от туристов обычно не покрывают затраты на организацию конкурса. Однако это не означает, что страны-хозяйки всегда остаются в минусе. Существуют другие источники доходов: плата от телеканалов, взносы участников, доходы от продажи билетов и один из крупнейших источников — доходы от размещения рекламы.

 

Можно предположить, что даже сумма всех этих доходов, вероятно, не покрыла расходы, как например,  на организацию конкурса в Баку (официально свыше 64 миллиона долларов, по неофициальным данным — в 2-3 раза больше), ведь проведение конкурса в Азербайджане привлекло лишь 7 тысяч туристов, что значительно меньше, чем в других странах.

 

Но есть и положительные примеры. В частности, прибыльным был конкурс в шведском Мальме в 2013-м. Впрочем, тогда организаторы не гнались за эффектом, проведя самое бюджетное (только за 26 миллионов долларов) за последние годы шоу.

 

Несколько больше — 37 миллионов долларов  — потратила в 2011 году Германия. Тогда телеканал ARD заплатил 14 миллионов долларов. Остальные расходы покрыли взносы участников (5 миллионов долларов), а также поступления от спонсоров и продажи билетов. Стоит отметить, что тогда «Евровидение» состоялось на Esprit Arena, домашнем стадионе футбольного клуба «Фортуна Дюссельдорф». Это позволило продать наибольшее количество билетов.

 

Не только деньги

 

Если прямое экономическое влияние можно наблюдать и оценить сразу после события, то оценить эффект от косвенного воздействия сложнее, но он, вероятно, гораздо больше. Например, Томас Шрайдер с телеканала NDR (Norddeutscher Rundfunk) отмечал, что в 2011 году «Евровидение» посмотрели около 120 тысяч зрителей во всем мире, что было эквивалентно рекламной кампании на сумму 240 миллионов долларов.

 

Вероятно, что, кроме рекламы, места проведения Евровидения становятся более привлекательными для туристов в последующие годы. В частности, более 50% иностранных туристов, посетивших Мальме во время конкурса 2013 года, ответили, что вероятно или точно посетят город еще раз. Похожим образом, 60% посетителей Копенгагена во время «Евровидения-2014» ответили, что точно приедут сюда еще раз. Соответственно, окончательный экономический эффект «Евровидения» будет гораздо больше, чем поступления в течение самого конкурса.

 

Что дальше?

 

На следующий день после «Евровидения-2016» свое желание принять конкурс выразили главы нескольких украинских городов. Виталий Кличко, мэр Киева, предложил НСК «Олимпийский» в качестве места проведения конкурса. Потом пошли заявления мэров Одессы, Днепропетровска, Львова и даже Херсона. Каждый из этих городов за счет проведения конкурса желает привлечь средства на развитие инфраструктуры. Например, мэр Херсона говорит, что городу требуется новый аэропорт и строительство новых дорог для улучшения имиджа в глазах европейских туристов.

 

Но сегодня у Украины недостаточного денег для масштабных инвестиций. Основываясь на опыте стран ЕС, правительство оценивает расходы на организацию конкурса Евровидение на уровне примерно 15 миллионов евро. Как показывает опыт Мальме (город в стране с ценами намного выше, чем на Украине), есть все шансы за эти средства провести конкурс на высоком уровне. Более того, это означает, что, как и в случае со шведским городом, Украина может заработать на конкурсе. Прямые и косвенные доходы от улучшения имиджа и туристической привлекательности Украины могут намного превысить эти затраты.

 

Но это произойдет только в том случае, если средства будут потрачены разумно. Именно поэтому к вопросу выбора города следует подходить очень прагматично. Эти запросы кажутся нереалистичными, учитывая нынешнюю экономическую ситуацию и инвестиционный климат на Украине в целом. Учитывая то, что Днепропетровск очень близко расположен к зоне конфликта на востоке страны, более вероятно, что принимающими городами станут Киев или Одесса. Львов может стать третьим кандидатом, учитывая его удобное расположение возле западной границы. Более того, опыт проведения Евро-2012 во Львове и Киеве может стать ключевым фактором, который повлияет на выбор города-организатора. В любом случае, во всех этих городах есть аэропорты, гостиницы и стадионы вместимостью более 30 тысяч человек.

 

Безусловно, наличие инфраструктуры в городе-организаторе будет очень важным аргументом, однако, как показывает предыдущий опыт «Евровидения», другим важным фактором является логистика. Как в Одессе, так и во Львове в аэропортах действует режим «открытого неба», который все еще не работает в Киеве. Это существенный минус украинской столицы, что может ограничить количество туристов во время «Евровидения». А также это важный сигнал для правительства: пора осознать, что иностранные туристы могут принести Украине гораздо больше дохода, чем защищенные государством отечественные авиалинии.

 

Впрочем, какой бы город ни выбрали для конкурса, в нем необходимо провести много усовершенствований. «Евровидение» — это возможность не только улучшить имидж Украины, но и решить некоторые долгосрочные проблемы. У Украины есть еще год на подготовку. За этот год необходимо провести ряд усовершенствований в таких сферах, как:

 

1. Парковка в крупных городах. Например, центр Киева переполнен автомобилями и город выглядит враждебным к пешеходам.

 

2. Развлечения — как в городе-организаторе, так и в соседних городах. Это возможность развития и привлечения новых посетителей для различных клубов, музеев, ресторанов и других культурных объектов.

 

3. Безопасность. Скорее всего, городу-хозяину придется ввести систему видеонаблюдения, чтобы предотвращать или быстро реагировать на несчастные случаи.

 

4. Система ориентирования по городу. Несмотря на значительный прогресс перед Евро-2012, еще многое можно и нужно сделать, чтобы украинские города стали дружественными к англоязычным туристам.

 

Но эти улучшения нужно делать не ради конкурса, а для самого города — для всех его жителей и тех туристов, которые посетят его после определения победителя Евровидения-2017.