Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия Путина: за деревьями не видят леса

© РИА Новости Алексей Дружинин / Перейти в фотобанкПрезидент России Владимир Путин во время 36-го заседания Российского организационного комитета "Победа" в Кремле
Президент России Владимир Путин во время 36-го заседания Российского организационного комитета Победа в Кремле
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Путин сконцентрировался на достижении определенных целей, напрямую связанных с его престижем и авторитетом, в гораздо большей степени, чем на реформах институтов и решении основных проблем простых россиян. Однажды Россия очнется и обнаружит, что ее государственные институты и экономика снова отстают от стран развивающегося мира. И зацикленность на указах мая 2012 года поможет объяснить, почему.

Вашингтон — Президент России Владимир Путин уверенно шагает по миру, демонстрируя свое мастерство тактика. В Крыму, на востоке Украины и в Сирии он взял инициативу в свои руки, застав врасплох своих врагов, которым остается только гадать, каковы его конечные цели.

Путин демонстрирует точно такую же решимость и в отношении своих внутриполитических оппонентов, о чем свидетельствует недавнее увольнение редакторов независимого издания РБК. Однако затуманенность взгляда в процессе принятия решений может привести к неправильному выбору. И Путин, которому удалось провести чистку в отечественных СМИ и превратить законодательную ветвь в свою марионетку, не является исключением из  этого правила.

Сейчас Кремль парализован вступлением в силу серии указов, которые Путин выпустил в мае 2012 года, сразу после своего возвращения на пост президента. И он до сих пор воспринимает эти президентские указы — и показатели качества их исполнения — как признаки своего внутриполитического успеха.

Эти указы, которые касаются внешней, социальной, экономической политики, а также политики в жилищной сфере и сфере здравоохранения, представляют собой дорожную карту третьего президентского срока Путина. Список его инструкций, включающий в себя более 200 пунктов, содержал довольно смелые требования: средняя продолжительность жизни должна увеличиться с 70 лет в 2012 году до 74 в 2018 году (хотя продолжительность жизни среди мужчин до сих пор составляет 65 лет), стоимость квадратного метра жилья должна уменьшиться на 20%, к 2020 году необходимо создать 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест (это в два раза больше по сравнению с 2012 годом), и к 2018 году Россия должна подняться с 120 до 20 места в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса».

Упрямая приверженность Путина к теперь уже весьма сомнительным приоритетам, особенно в области социальной политики, является ярким символом недостатков его внутриполитического плана действий.

Это связано с тем, что с момента выхода указов 2012 года ситуация — состояние российской экономики и уровень жизни россиян — в значительной мере изменилась. Недавно Путин провел совещание Экономического совета при президенте РФ — впервые за три года — чтобы обсудить альтернативные планы, которые варьируются от адресного стимулирования до масштабных структурных реформ, способных подстегнуть экономический рост. Между тем, на исполнение его указов продолжают выделяться и расходоваться немалые средства.

В момент появления этой внутриполитической программы никто не стал обсуждать ее возможную стоимость. Сейчас, по разным источникам, она оценивается в 10,8-43 миллиарда долларов. Глава  российской счетной палаты недавно объявил, что прежде чем оценивать эффективность указов Путина, им необходимо узнать количество средств, потраченных на их исполнение.

Путин — далеко не первый кандидат, который дает смелые обещания в ходе предвыборной кампании. Однако он поднял политические ставки, переведя эти обещания в ранг официальных президентских директив и упорно добиваясь их исполнения.

К примеру, он раскритиковал проекты федерального бюджета и уволил министров и правительственных чиновников за неисполнение требований, прописанных в его указах.

Спустя четыре года споры вокруг исполнения указов только усилились. Значительные правительственные и научные ресурсы были потрачены на то, чтобы проанализировать прогресс. Правительство с гордостью заявило о том, что 82% требований, содержащихся в президентских указах, были выполнены. Но иностранные наблюдатели утверждают, что эта цифра гораздо ниже.

Независимо от общего процента исполненных указов, оптимизм, лежавший в основе этих решений — в 2012 году цена барреля нефти составляла 113 долларов, а сегодня она равна 49 долларам — давным-давно испарился под влиянием самых разных событий, включая введение экономических санкций против Москвы, падение цен на нефть, резкий рост инфляции и падение курса рубля.

Несмотря на весь тот шум, который окружает скорость исполнения президентских указов, реальная ситуация остается гораздо менее радужной. К примеру, в указах содержится требование о существенном повышении зарплат. Между тем, покупательная способность представителей многих профессий, в том числе учителей и врачей, осталась на уровне 2012 года.

Более того, у региональных правительств накопились значительные долги, пока они пытались выполнить требования, касающиеся роста расходов на социальную сферу. По словам одного источника, регионам до сих пор не хватает 15% доходов, чтобы выполнить указы.

Между тем, важнейшие требования — увеличение производительности, снижение стоимости жилья — теперь, по всей видимости, оказались вне досягаемости правительства.

О чем свидетельствует это упорное стремление выполнить президентские указы? Во-первых, оно объясняет, почему российское правительство не могло реализовать разумный антикризисный план в течение последних двух лет. Деньги и внимание, крайне необходимые для стимуляции экономического роста, регулярно направлялись на выполнение президентских указов, а не на решение возникающих проблем.

Во-вторых, Путин сконцентрировался на достижении определенных целей, напрямую связанных с его престижем и авторитетом, в гораздо большей степени, чем на реформах институтов и решении основных проблем простых россиян. Он напрямую апеллировал к российским гражданам, когда обещал снизить стоимость жилья и предоставить им более высокооплачиваемую работу. Однако сегодня россиян, которые могут мечтать о собственном жилье, стало гораздо меньше. Не защитив рубль, Кремль сделал так, что основное бремя текущей рецессии легло на плечи российского народа.

Однако реальность вряд ли повлияет на мировоззрение Путина. Планируя кампанию по переизбранию на пост президента в 2018 году, он, вероятнее всего, объявит, что его политика оказалась успешной, указав на процент исполненных указов. Такая стратегия позволит ему замаскировать фактические показатели его экономической политики.

Все эти заявления о проценте и скорости исполнения указов несут в себе отголоски советской эпохи. Россия должна была выполнить свой план, несмотря на то, что уровень жизни россиян и ее конкурентоспособность на мировом рынке резко упали.

Более того, Путин следует модели, сложившейся в России еще несколько столетий назад. Россия управлялась указами — то есть лично правителем, начиная с эпохи Петра Первого. Это вовсе не значит, что Путин абсолютно лишен гибкости. К примеру, он позволил рыночным процессам влиять на курс рубля и наблюдал за тем, как в результате национальная валюта резко потеряла в цене.

Тем не менее, Путин требует, чтобы те приоритеты, которые он установил в 2012 годы, были реализованы, несмотря на то, что благоприятные экономические условия того периода давно остались в прошлом. Российский политический класс чувствует себя обязанным следовать указам президента, потому что именно так и работает автократическая система.

Политические решения российского лидера вряд ли приведут к неминуемому краху. Цена на нефть немного поднялась и стабилизировалась. Кроме того, теперь у Путина есть собственная Национальная гвардия, которая без всяких вопросов ответит на любой вызов со стороны политических оппонентов Путина.

Тем не менее, вместо того чтобы заниматься модернизацией системы, Путин цепляется за майские указы 2012 года, видя в них альтернативные показатели его успеха — такие показатели, которые будут хорошо смотреться на бумаге. Но подобное самодовольство влечет за собой полнейшее невнимание к конструктивному ответу и критике.

Однажды Россия очнется и обнаружит, что ее государственные институты и экономика снова отстают от стран развивающегося мира. И зацикленность на указах мая 2012 года поможет объяснить, почему.