Битва за слабеющий рубль российских потребителей — тяжелая битва.

Это было заметно на открытии торгового центра «Охта Молл» в Санкт-Петербурге 27 августа. Это большой проект финского строительного концерна SRV, и работа над ним длилась несколько лет.

Чтобы сделать открытие более ярким, были приглашены шагающие на ходулях цирковые артисты, а молодые рестораторы предлагали рубленую свинину в фуд-траках. Гремело караоке, и стены торгового центра были увешаны копиями картин из Эрмитажа.

Много разговоров вызвала современная библиотека, которая стала первой общественной библиотекой Санкт-Петербурга, расположенной в торговом центре.

Усилия принесли результат. И хотя лишь четверть арендаторов распахнули свои двери в день открытия, а большая часть помещений была закрыта, посетителей было очень много.

«Когда все помещения будут заняты магазинами, место, наверное, будет привлекательным, хотя рядом расположены и другие торговые центры», — сказала работница склада Екатерина Андреева, которая пришла на открытие со своими дочерями Варварой и Валерией.

Торговый центр, возвышающийся к востоку от центра города недалеко от реки Охта — настоящая редкость в ситуации слабой экономики, особенно учитывая то, что он был построен иностранным инвестором. Грандиозный проект начали в 2013 году. От прошлого кризиса оправились, и надежда на успех росла.

Надежда упала в следующем после старта работ году — вместе с подешевевшей нефти, ослаблением курса рубля, войной на Украине и санкциями, наложенными ЕС на Россию.

Компания Kesko задумалась о продаже своих супермаркетов в России. Строительство магазинов S-ryhmä было временно приостановлено. Stockmann тоже отказался от своих магазинов в России, хотя и оставил себе недвижимость торгового центра «Невский Центр».

Похоже, ожидается медленный экономический рост в течение долгого времени. Как SRV собирается справляться с управлением торговыми центрами?

«Россияне проводят много времени в своей стране вместо поездок по загранице. За один поход в магазин российские покупатели приобретают меньше, чем финские, но число покупателей большое. Они проводят значительно больше времени в торговых центрах, чем финны», — сказал генеральный директор концерна SRV Юха Пекка Ояла (Juha Pekka Ojala) в интервью Helsingin Sanomat.

Арендаторам предоставляется скидка, и в блистающем супермаркете не встретишь дорогие бренды. Один из крупнейших арендаторов — дешевая сеть гипермаркетов «Лента».

«У „Ленты“ большие темпы роста, и сюда приходят большие толпы клиентов», — отмечает Ояла.

Ради выгодных цен на продукты торговый центр собирается посещать Виталий Жавороноков, представившийся «синим воротничком». «Мне понравился стиль центра», — так звучала его похвала.

Торговый центр находится в 1,5 километрах от метро. Многие специалисты посчитали долгую дорогу до метро негативным фактором. Однако, по подсчетам SRV, в десяти минутах езды от центра живут 200 тысяч горожан. Новые квартиры в окрестностях строят фирмы YIT и NCC.

Изначально в концерне SRV планировалось, что построенные им торговые центры спустя 3-4 года будут приносить настолько большое количество доходов, что недвижимость можно будет продать. Договоры на аренду заключены на 65% помещений.

У SRV более пяти гектаров территории, но о будущих планах пока никакой информации нет. Вокруг могут появиться новые квартиры.

Несмотря на трещину в отношениях ЕС и России, председатель совета директоров SRV Илпо Коккила (Ilpo Kokkila) считает, что сотрудничество Санкт-Петербурга и Хельсинки продлится «несмотря ни на что».

«Сотрудничество сохранялось сотни лет и продолжится в течение еще сотен лет».

«Все стороны хотят прийти к разрядке в отношениях и к решениям, которые помогли бы преодолеть застой. Для Финляндии это очень важно», — сказал Коккила.

Коккила не согласился сообщить о своих взглядах на экономические санкции. «Мы не политики, и я не буду занимать позицию по частным вопросам. Санкции — сложный вопрос, так что пожелаем господам мудрости».

На энергичных улицах Санкт-Петербурга тяжело понять, у многих ли изменился уровень жизни из-за экономической ситуации. На парковке торгового центра стоит много внедорожников. С другой стороны, ни один из опрошенных газетой Helsingin Sanomat ничего не купил и даже не собирался.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.