Со стороны ведущих стран ЕС все чаще раздаются призывы «похоронить» TTIP, готовящееся соглашение по Трансатлантическому торгово-инвестиционному партнерству между США и ЕС (Transatlantic Trade and Investment Partnership). Госсекретарь Франции по вопросам внешней торговли Маттиас Фекль заявил, что переговоры по TTIP необходимо немедленно остановить, Париж даже не хочет обсуждать с американцами вопрос о зоне свободной торговли. Франция намерена поставить этот вопрос на сентябрьской встрече министров торговли стран ЕС в Братиславе. Маттиас Фекль отметил, в частности, значительные разногласия по вопросам продовольствия, энергетики, здравоохранения, социальных стандартов и культуры. Несколькими днями ранее министр экономики и вице-канцлер Германии социал-демократ Зигмар Габриэль объявил переговоры по TTIP «фактически провалившимися».


Руководство Австрии также оценивает скептически перспективы соглашения TTIP. Канцлер Кристиан Керн прямо заявил, что подписание этого соглашения «чрезвычайно маловероятно». По его словам, «под видом свободной торговли власть передается крупным концернам, что идет вразрез с принципами демократии». В свою очередь, вице-канцлер Австрии Райнхольд Миттельленер призвал возобновить переговоры «с чистого листа».


Однако голоса сторонников TTIP в европейской политике тоже дают о себе знать. Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил в преддверии саммита G20 в Ханчжоу, что переговоры между ЕС и США с целью заключения Трансатлантического торгового соглашения продолжатся. Канцлер Германии Ангела Меркель также назвала заявление Зигмара Габриэля «преждевременным», отметив, что переговорный процесс не останавливался. Ее поддержало Объединение немецкой промышленности (BDI), которое призвало канцлера «сделать все возможное» для успешного завершения переговоров по TTIP.


Действительно, с чисто технической точки зрения прервать переговорный процесс не так просто: для этого необходимо согласие всех 28 членов ЕС, а многие из них поддерживают TTIP. Даже резко негативная позиция Франции не может остановить переговоры. Еврокомиссар по торговле Сесилия Мальстрем, активный сторонник TTIP, заявила, что переговоры продолжатся и все еще надеется заключить их до конца 2016 года.


Вместе с тем, очевидно, что до выборов нового президента США соглашение подписано не будет. До сих пор было проведено 14 раундов переговоров, однако по самым спорным пунктам договоренности достигнуты не были. Переговорный процесс зашел в тупик, стороны попросту не доверяют друг другу. Ожесточенные споры разгорелись вокруг агросубсидий, арбитражных судов, экологических и социальных стандартов, а также «хлорированных куриц». В октябре ожидается очередной раунд переговоров, однако вероятность «прорыва» ничтожно мала.


Надежда на подписание соглашения при новом президенте США также невелика: как Дональд Трамп, так и Хиллари Клинтон критически отзываются о TTIP. Однако в случае победы демократов шансы на успех TTIP все же выше, так как именно они были инициаторами этого соглашения. Республиканцы, весьма вероятно, попросту похоронят этот проект.


Между тем практически во всех страна Евросоюза нарастает общественное недовольство: идея TTIP становится все более непопулярной во Франции и Германии, где в следующем году пройдут выборы, даже ведущие политики препочитают от нее дистанцироваться. По опросам общественного мнения, двое австрийцев из трех выступают против TTIP. К тому же, в прессу просочились некоторые детали переговоров, которые очень не понравились европейцам. Они обвиняют американцев, что те не идут навстречу ни по одному из спорных пунктов. То, что США не готовы к компромиссам в преддверии президентских выборов, тоже объяснимо: протекционистские тенденции в американской политике заметно усиливаются, и их основным выразителем становится республиканский кандидат в президенты Дональд Трамп.


Тем временем торговые конфликты между ЕС и США обостряются. 30 августа Еврокомиссия предъявила корпорации Apple иск на сумму в 13 млрд. евро — за незаконные налоговые льготы, которыми американцы пользовались в Ирландии. Речь идет не о штрафе, а о сумме недополученных в результате этой хитрой комбинации налоговых сборов. Многие аналитики видят в этом ответный удар — после того как США наложили многомиллиардные штрафы на европейские компании и банки (Volkswagen, Bosch, Siemens, BNP-Paribas). Однако штрафные меры против Apple вызвали бурю возмущения в США, которые прямо пригрозили Европе торговой войной.


Об этой опасности открыто сказал министр финансов Баварии Маркус Зёдер. Он заявил, что предъявленная концерну Apple сумма штрафов столь высока, что может привести к торговой войне между Европой и США. Зёдер отметил, что решение Еврокомиссии носит политический характер. По его словам, завышенные финансовые претензии к Apple при одновременном прекращении переговоров по TTIP нанесут громадный ущерб экономическим отношениям между США и Европой и могут привести в конечном счете к торговой войне.


На самом деле, торговая война между Европой и США никогда не прекращалась. Взаимные обвинения касаются поочередно то дотаций европейской компании Airbus, то американской Boeing, то говядины и бананов, то солнечных батарей и автомобилей, и каждый раз стороны применяют налоговые и пошлинные санкции. Европейские автопроизводители вот уже несколько десятилетий добиваются равноправного допуска на рынок США, однако американцы сохраняют с помощью различных защитных механизмов 80% своего рынка. Каждый, кто продает автомобиль класса пикап в Штатах, должен заплатить пошлину в 25%. Именно ввиду жестких ограничений немецкие компании настаивают на заключении TTIP, чтобы снять несправедливые торговые барьеры. Кроме налогов и пошлин американцы все чаще используют различного рода экологические сертификаты и лицензии. Лучше всего это демонстрирует скандал с «Фольксвагеном», Десятилетиями американцы пытались оградить свой рынок от небольших и эффективных дизельных моторов, поскольку сами не располагают этой технологией. Именно поэтому, по мнению ведущего немецкого экономиста Ханса-Вернера Зинна, вне всяких пропорций был раздут скандал вокруг якобы «грязных» дизельных моторов «Фольксвагена». Цель была достигнута — теперь дизелю практически нет места на американском рынке. Политически мотивированный скандал вокруг «Фольксвагена» распространяется и на другие немецкие концерны, в том числе на Deutsche Bank и «Сименс». В 2006 году «Сименсу» грозил штраф в 10 млрд долларов, но компания пошла навстречу всем американским требованиям и отделалась суммой около одного миллиарда. Не устают американцы наносить удары и по другим зарубежным конкурентам, таким как японская «Тойота», которая неоднократно платила миллиардные штрафы. Европейские наблюдатели называют такое поведение властей США «законодательным террором». Используя хорошо разработанные юридические механизмы, американцы могут привлечь к ответственности практически любую зарубежную компанию или банк.


Взаимные удары с обеих сторон Атлантики создают атмосферу недоверия, которая не позволяет заключить трансатлантическое торговое соглашение. Последние события демонстрируют новую тенденцию — распад мира на несколько торгово-экономических зон — североамериканскую, дальневосточную, еврозону, Евразэс и так далее. В каком-то смысле «всемирная» торговая глобализация оказалась неосуществимой мечтой, подобно «мировой революции», объявленной большевиками.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.