Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шелковый путь призван обеспечить лидерство Китая в Евразии

Железнодорожный коридор КНР-Россия-Европа — лишь побочный эффект эпохального китайского проекта по освоению новых рынков и расширению своего влияния, считает немецкий ученый.

© AFP 2016 / StringerЖелезнодорожный состав с товарами из Китая через Казахстан и Турменистан впервые прибыл в Иран
Железнодорожный состав с товарами из Китая через Казахстан и Турменистан впервые прибыл в Иран
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Институт немецкой экономики в Кельне опубликовал исследование своего эксперта по транспорту Томаса Пульса о китайском проекте «Один пояс — один путь» , который принято называть новым Шелковым путем. В интервью DW ученый рассказал о целях этого проекта и той роли, которая отводится в нем России, Казахстану и другим государствам Центральной Азии.

Институт немецкой экономики (IW) в Кельне опубликовал исследование своего эксперта по транспорту Томаса Пульса (Thomas Puls) о китайском проекте «Один пояс — один путь» (One Belt One Road), который принято называть новым Шелковым путем. В интервью DW ученый рассказал о целях этого проекта и той роли, которая отводится в нем России, Казахстану и другим государствам Центральной Азии.

Deutsche Welle: Довольно широко распространена точка зрения, согласно которой новый Шелковый путь — это инфраструктурный мега-проект, основная цель которого — проложить из Китая в Европу сухопутный, железнодорожный коридор через Казахстан, Россию и Белоруссия. Это так?   

Томас Пульс: Целей у этой инициативы много, но главная, конечная — не столько коридор для доставки по суше китайских товаров в Европу, сколько создание интегрированного евразийского экономического пространства, центром которого, в том числе и политическим, будет Китай. Идея состоит в том, чтобы в транспортной сфере и, следовательно, экономически теснее привязать к Китаю те государства, которые расположены вдоль этого коридора. Например, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан.

— Но ведь в качестве центра евразийского пространства позиционируется сейчас Россия! Для этого она, в частности, создала Евразийский экономический союз, в который входит и Казахстан.    

— Китайцы издавна, на протяжении тысячелетий, считали свою страну центром мира, Срединным царством. Именно такое восприятие действительности лежит и в основе инициативы «Один пояс — один путь». Китай явно претендует на лидерство в Евразии.

— Какую же роль он отводит в этом проекте России?

— В весьма отдаленном будущем проект позволит даже обойти Россию стороной. Речь ведь идет о создании транспортной магистрали до Европы через центрально-азиатские страны, Иран и Турцию. Классический Шелковый путь тоже проходил южнее Каспийского моря.

— Так что железнодорожный маршрут Китай-Россия-Европа — это вовсе не сердцевина проекта?

— Вообще сухопутный маршрут — это скорее приятный побочный эффект проекта, позволяющий ускорить доставку определенного ассортимента продукции. Однако подавляющую часть своих товаров Китай и в будущем будет поставлять в Европу по морю. Для того, чтобы заменить одно-единственное современное судно-контейнеровоз, могут понадобиться до 300 железнодорожных составов. Ни одна трасса подобную пропускную способность не обеспечит! Поэтому крайне важной составной частью инициативы является развитие морского Шелкового пути. Планируются, в частности, инвестиции в Порт Ламу в Кении, а также превращение конечной точки, греческого порта Пирей, купленного недавно китайской госкомпанией COSCO, в логистический хаб для поставок в Европу и Северную Африку.     

— Для чего же тогда сухопутный Шелковый путь?

— Как я уже говорил: для расширения сотрудничества с не очень большими соседними странами, для освоения новых рынков сбыта и увеличения политического влияния в регионе. Китай пока крайне мало торгует со своим непосредственным окружением. У него в соседях — 14 государств, включая такие большие, как Индия и Россия. Но идут туда в общей сложности лишь 9 процентов китайского экспорта. Для сравнения: у Германии на соседей приходятся почти 37 процентов всех экспортных поставок. Концепция «одного пояса» предполагает создание в странах, через которые пройдут транспортные магистрали, промышленных зон. Там будут инвестировать и строить китайские фирмы. Это, с одной стороны, поможет загрузить китайскую строительную отрасль, сильно страдающую в последнее время от избыточных мощностей. С другой стороны, активизация товарообмена с центрально-азиатскими и другими странами региона призвана дать мощный импульс развитию Северо-Запада Китая.   

— Это одна из целей нового Шелкового пути?

— Конечно! До сих пор китайское экономическое чудо происходило главным образом на востоке страны, на побережье. В отстающих оказались внутренние и особенно северо-западные провинции. А ведь там проживают не менее 400 миллионов человек. Многие из них в поисках заработка уезжают оттуда в прибрежные города, что обостряет экономические и социальные проблемы в стране.  

— Итак, странам Центральной Азии новый Шелковый путь сулит китайские инвестиции и товары, а также рост политического влияния Китая. А чем он обернется для России?

— Трудно сказать. Планы громадные, но все зависит от того, что именно в конце концов удастся реализовать. Пока конкретные договоренности достигнуты по проектам магистралей к Индийскому океану из Западного Китая через Пакистан и из Южного Китая через Мьянму. 

— Но это все в южном направлении. А в западном, в сторону Центральной Азии?

— Тут крупные проекты пока еще на подходе.