Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
На поезде из Таллина в Европу?

Строительство Балтийской кольцевой железной дороги стронулось с места

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В 2026 году должно начаться движение по скоростной железной дороге Rail Baltic — она будет проходить от Польши до Таллинна. Акционерами проекта стали страны Балтии. Его бюджет составляет 4 миллиарда евро, из них на долю ЕС приходится 85%. ЕС готов финансировать строительство значительной части дороги, потому что она будет соединять континентальную Европу с северо-восточной Европой.

Можно ли будет когда-нибудь объехать Балтийское море по скоростной железной дороге?

Эта мечта cтала еще ближе к воплощению после того, как премьер-министры стран Балтии встретились 31 января в Таллине. Премьер-министры подписали договор, по которому страны принимают на себя обязательства строительства железной дороги Rail Baltic. Она будет проходить от Польши до Таллинна.

Железная дорога Rail Baltic открывает возможности и для строительства тоннеля, проходящего по дну Финского залива между Таллином и Хельсинки. В Балтийском море уже идет строительство тоннеля между Германией и Данией под проливом Фемарн-Бельт. 18-километровый тоннель сократит поездку на поезде между Гамбургом и Копенгагеном на полтора часа.

Но сначала все же надо построить дорогу Rail Baltic, движение по которой должно начаться в 2026 году. Поезда по этому пути будут ходить со скоростью 240 километров в час и, таким образом, из Таллинна до Варшавы можно будет добраться быстрее, чем сейчас до Риги. Железные дороги Балтии уже устарели, и между Таллинном и Ригой нет прямого сообщения.

Поездку сделает более скоростной и тот факт, что ширина колеи Rail Baltic будет европейской — 1 435 миллиметров, а не 1 520 и 1 524 миллиметров, как в настоящее время в странах Балтии. Поезд сможет пересечь границу Польши и Литвы.



Долго обсуждавшийся проект сдвинулся с места в 2015 году, когда страны Балтии создали в Риге совместную компанию для строительства дороги. Все три страны обладают правом наложить вето на решения компании, так что уже сейчас идет отставание от графика. Часто совместное решение принимается только тогда, когда финансирование проекта комиссией ЕС оказывается под угрозой.

Детали маршрута еще наносятся на карту местности в Эстонии, где общественное обсуждение закончилось совсем недавно. В Латвии маршрут утвержден. В Литве обсуждают, пройдет ли новая железная дорога из Каунаса в Польшу по старому пути.

«Надеемся, что Эстония официально примет решение о маршруте в марте−апреле», − говорит исполнительный директор компании Rail Baltic Байба Рубеса (Baiba Rubesa).

К югу от Риги в городке Иецаве Валдис Пумпурс (Valdis Pumpurs) поднимается на невысокий холм. Местность − практически ровная, только поля и огромные дубы. Дорога будет проходить по полям за холмом.


В советское время это были земли совхоза «Прогресс». Родители Валдиса Пумпурса купили эти земли после того, как Латвия получила независимость. Сейчас поля сданы в аренду, дорога не вызывает у него негативных чувств.

«По-моему, очень хорошо, что дорога будет соединяться с железнодорожной сетью Европы, и ширина колеи будет везде одинаковой», − говорит Пумпурс.

«Многие радуются тому, что также планируется проложить новое шоссе вдоль железнодорожного пути», − добавляет он. За счет этого не только улучшится сообщение, но и вырастет цена на землю.

В Иецаве было четыре варианта прокладки железнодорожного пути. Из них выбрали тот, который проходит большей частью через леса.

Окончательный маршрут дался не просто.

«Сначала власти не хотели прислушиваться к простым людям», − говорит Арнис Прейсс (Arnis Preiss).

У Прейсса − своя керамическая мастерская в поселке Скулте к северу от Риги. Дорога должна была проходить прямо около мастерской. Он участвовал в создании организации, защищающей права местного населения.


Первые ответы властей на требования компенсаций были, по словам Прейсса, высокомерными и нарочито запутанными. Организация пригласила юристов, собрала подписи и продолжила писать письма. После многомесячной борьбы добились того, что дорога стала проходить по большей части по государственным землям. Теперь отношения с министерствами стали нормальными, но все еще есть некоторое недоверие.

«Рассматривалось много проектов, на них были потрачены деньги, но ничего не произошло».

В Эстонии обсуждение продолжалось полгода. В конце января в Таллине состоялась демонстрация против строительства железной дороги, в которой приняло участие 300 человек. Осенью 101 общественный деятель потребовал остановки проекта строительства дороги.


Противники строительства дороги больше всего говорили об экологии и экономической нерентабельности. Рассекающая Эстонию и огражденная дорога, по их словам, препятствовала бы перемещению лесных животных.

Представитель компании по строительству железной дороги Рубеса говорит, что ни в Эстонии, ни в Латвии, ни в Литве полностью не осознают исключительности проекта. По ее мнению, проект нельзя рассматривать только с точки зрения собственной экономики.

«Я всегда говорю, что она строится для тех, кому сейчас восемь лет».

Она говорит, что ЕС готов финансировать строительство значительной части дороги, потому что она будет соединять континентальную Европу с северо-восточной Европой. Ее задачей является также создание экономического коридора. Мировые грузопотоки еще могут измениться, и значение дороги значительно возрастет.

Комиссия продвигает вопрос строительства железной дороги также и из экологических соображений. Перевозки грузов по железной дороге уменьшили бы количество парниковых газов.

Финляндия относится к строительству дороги положительно. Однако ни Финляндия, ни Польша не являются акционерами компании. Они выступают лишь в качестве наблюдателей.

«Если бы они были акционерами, мы смогли бы продвигаться быстрее. Мы зависим от грузоперевозок из Финляндии», − говорит координатор проекта Rail Baltic в Эстонии Кристьян Кауниссааре (Kristjan Kaunissaare).

Грузовые перевозки через Финский залив постоянно возрастают, и для Финляндии дорога означала бы расширение транспортных связей с Центральной Европой. На сегодняшний момент Финляндия не имеет права голоса в компании.

«Проект очень важен для нас», − говорит Ласси Хилска (Lassi Hilska), старший советник министерства транспорта и торговли Финляндии.

Долевое участие в проекте является политическим вопросом.

Участие Финляндии в строительстве железной дороги, по словам Хилски, не надо отождествлять с проектом строительства тоннеля Хельсинки-Таллинн. К решению о реализации этого проекта еще не пришли окончательно, и он является вопросом далекого будущего.

О тоннеле заговорили серьезно после того, как началась проработка железнодорожного проекта. С тоннелем часто связывают обсуждение проектов железнодорожного пути к Северному Ледовитому океану.

Двухгодичный период предварительного изучения возможностей тоннеля выполнен наполовину. ЕС выделяет на него 1,3 миллиона евро. На конкурс представлены и новые транспортные технологии. Одной из них является так называемый гиперлуп (hyperloop): пассажиры будут передвигаться по трубопроводу в капсулах.

Факты

Большая часть финансирования Rail Baltic будет осуществляться Евросоюзом.

Протяженность железной дороги Rail Baltic от Таллинна до границы с Польшей составит 700 километров.

Дорога должна быть построена к 2026 году и в 2030 году она будет перевозить до двух миллионов пассажиров и до девяти миллионов тонн грузов.

Бюджет проекта составляет 4 миллиарда евро, из которых на долю ЕС приходится 85%.