После окончания матчей Чемпионата мира по футболу начинается подсчет прибыли и убытков от проведения соревнований. Мы хотим раскрыть тайны ЧМ-2018 и сравнить экономические успехи Чемпионата мира в России с предыдущими чемпионатами мира, которые проходили в других странах. Мы начнем с расходов, а затем посчитаем доход, пока не узнаем все о прибыли и убытках.

Для чемпионата мира спортивные и нематериальные победы важны так же, как и материальные выгоды. Получение разрешения на проведение чемпионата — это крупнейшее соревнование на всех уровнях. Вначале страны прилагают нечеловеческие усилия и вкладывают огромные суммы денег, чтобы получить право на проведение турнира, не говоря уже о том, что страна-организатор чемпионата мира обязуется реализовать дорогостоящие проекты по развитию. Однако когда чемпионат заканчивается, начинается подсчет экономических выгод от реализации этих проектов.

Со временем страны-организаторы обнаружили интересный факт, который состоит в том, что больше всех от организации чемпионата мира выигрывает ФИФА, а не страны-организаторы. И даже можно сказать, что страны-организаторы чемпионата мира по футболу — главные проигравшие в финансовом отношении! Строительство спортивных объектов, стадионов и спортивных сооружений составляет основную часть расходов. Кроме того, существуют и другие расходы, которые несет государство. Например, инфраструктура: дороги, туннели, мосты, аэропорты, гостиницы и транспортные сети.

Давайте рассмотрим, сколько денег потратили страны на организацию последних чемпионатов мира. Стоимость проведения турнира в Бразилии в 2014 году составляет около 15-20 миллиардов долларов, Чемпионата в Лондоне в 2010 году — около 5-6 миллиардов долларов, а турнир в Москве в 2018 году обошелся в 12 миллиардов долларов. Следует отметить, что упомянутые выше расходы не включают эксплуатационные траты, которые несет ФИФА, а не страна-организатор. Расходы ФИФА на ЧМ-2014 в Бразилии составили около 2 миллиардов долларов.

Что касается доходов, большая часть, как мы уже говорили, поступает в казну ФИФА для последующих эксплуатационных расходов на Чемпионат мира. Эти доходы включают в себя права на телевещание и маркетинг, спонсорство, партнерство и сотрудничество с торговыми марками, а также средства от продажи билетов.

ФИФА на ЧМ-2014 заработала 2,5 миллиардов долларов от продажи прав на трансляцию матчей и 1,6 миллиардов долларов благодаря маркетинговым правам на турнир. Кроме того, ФИФА получает доход от брендов в размере 300 миллионов долларов, а доходы от продажи билетов превышают 500 миллионов долларов.

Страна-организатор в основном получает доход от потока туристов и болельщиков. Подобный расклад в первую очередь отвечает интересам ФИФА. Что касается стран-организаторов, то их цель — рост общего спортивного уровня в стране, а также нематериальные и пропагандистские выгоды. Вспомогательные проекты, которые государство должно реализовать, чтобы получить разрешение на организацию турнира, — это масштабные проекты по развитию, которые способствуют строительству инфраструктуры, приносят пользу обществу и помогают стране достигнуть прогресса.

Возникает вопрос, куда ФИФА направляет огромные суммы денег? ФИФА продемонстрировала доброжелательное отношение к командам, участвующим в отборочных матчах Чемпионата мира. Она тратит миллионы долларов на вознаграждение за победу, потому что как международная организация она хочет развивать футбол, но, с другой стороны, фонд ФИФА стал приманкой для жадных и коррумпированных людей. В последние три десятилетия ФИФА страдает от коррупции и воровства со стороны некоторых людей из высшего руководства. По-прежнему проводятся расследования в безуспешных попытках отыскать пропавшие деньги! Если деньги будут поступать в ФИФА с прежней щедростью, то организация все так же будет страдать от коррупции.

Настало время руководителям крупных футбольных клубов начать работать над увеличением дохода стран-организаторов чемпионата мира, чтобы те не довольствовались только крохами от туризма. В ФИФА миллионы долларов используются нецелесообразно! И остается надеяться на руководителей крупных клубов, которые помогут отразить удары по Чемпионату мира по футболу!

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.