Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Neue Zürcher Zeitung (Швейцария): как швейцарец провел страховую компанию через потрясения российского банковского кризиса

© РИА Новости Артем Житенев / Перейти в фотобанкПередвижной пункт автомобильного страхования на одной из улиц Москвы
Передвижной пункт автомобильного страхования на одной из улиц Москвы
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российский банковский кризис не обошел стороной даже старейшую страховую компанию страны. Но теперь швейцарский менеджер Николаус Фрай хочет вернуть компании «Росгосстрах» ее былое величие. Под защитой ЦБ компании уже удалось снова завоевать потерянное доверие клиентов. Сейчас она сосредоточилась на развитии программы страхования жизни, пишет «Нойе цюрхер».

Российский банковский кризис не обошел стороной даже старейшую российскую страховую компанию. И вот теперь Николаус Фрай, менеджер, специализирующийся на страховом бизнесе, хочет вернуть компании «Росгосстрах» ее былое величие.

Николаус Фрай представлял себе это иначе. В 2016 году менеджер, который занимался модернизацией отделения страховой группы компаний «Альянц» (Allianz) в России, практически сидел на чемоданах и готовился покинуть страну, чтобы взяться за новые задачи. Но швейцарец, с 1995 года живущий за границей, остался верен России. Фрай получил предложение, от которого невозможно было отказаться, и стал первым иностранцем, принявшим руководство старейшей российской страховой компании «Росгосстрах», которая была основана более 95 лет назад.

Санация

Компания испытывала финансовые затруднения, не контролировала свои расходы. Коэффициент убыточности по ОСАГО составлял 180% — это означает, что страховые выплаты были на 80% выше, чем доходы от страховых премий. Швейцарского менеджера привлекли инвесторы, желающие переориентировать «Росгосстрах» на новый курс. Кроме того, он должен был постепенно передать компанию новым инвесторам — банковской группе «Открытие».

Под руководством Фрая за первые месяцы удалось сильно сократить расходы. Но получилось это не так, как было запланировано. Летом 2017 года страховая компания оказалась в водовороте российского банковского кризиса, в августе ей потребовалась помощь Центробанка. Как такое могло случиться?

Мнимый спаситель — банковская группа «Открытие» — не рассчитал своих сил в ходе агрессивных планов по развитию компании. За десять лет банк благодаря скрупулезной стратегии поглощений поднялся практически с нуля до статуса крупнейшего частного банка России. Но это не имело ничего общего с постоянным ростом и одновременно солидным расширением капитала.

После того как рейтинговые агентства потеряли доверие к банку, в 2017 году ему пришлось столкнуться с сильным оттоком денежных средств, он был на грани коллапса. Поскольку «Открытие» не могло больше получать средства на рынках, Центробанк вынужден был поддержать системно значимый финансовый институт. ЦБ вмешался вливаниями в миллиарды рублей, чтобы стабилизировать российскую финансовую систему, и взял на себя управление банком.

Падение «Открытия» привело к потрясениям и в других финансовых институтах. И для Фрая спасение банка имело свои последствия. Поскольку «Росгосстрах» принадлежал банку «Открытие», страховая компания также внезапно оказалась во владении ЦБ. Фраю не только приходилось предъявлять свои показатели финансовым регуляторам ЦБ для контроля, теперь ЦБ определял и совет директоров правления, и стратегию развития страховой компании. В обмен на это ЦБ направил «Росгосстраху» почти два миллиарда долларов.

Оглядываясь назад, можно прийти к выводу, что для Фрая и его компании меры спасения были не так уж и плохи. «ЦБ заботился о безопасности», — говорит Фрай. Поэтому компании под защитой ЦБ удалось вернуть потерянное доверие клиентов. В первом полугодии этого года компания снова продемонстрировала доходность. И среди 15 тысяч сотрудников и 35 тысяч агентов по всей России теперь царят оптимистические настроения, хотя несколькими месяцами ранее сотрудникам еще приходилось бороться за рабочие места. «Росгосстрах» при Фрае вступает в новую эру и хочет вернуть свое былое величие.

Вернуть былое величие

По словам Фрая, сейчас компания сосредоточена на развитии программы страхования жизни, которой в кризисные годы она не занималась активно. Кроме того, Фрай планирует укрепить позиции в крупных городах. Например, на рынке автострахования в Москве возник объем в 50% страховых премий. Однако «Росгосстрах» ввиду присутствия по всей стране пока сохраняет доминирующие позиции, прежде всего в небольших городах. В этой фазе роста успешно применим опыт бегуна на длинные дистанции Фрая, который в ближайшие недели в восемнадцатый раз поучаствует в Нью-Йоркском марафоне. Прежде чем начать работать в России, Фрай выстроил в арабском мире стартап-проект по продаже страховых продуктов, соответствующих традициям ислама. Это был напряженный период, в ходе которого среда сильно изменилась из-за «арабской весны». Некоторые потрясения, например, демонстрации в Бахрейне, менеджер видел собственными глазами.

По родине он не тоскует. Менеджер хорошо чувствует себя в таком большом городе, как Москва. Интересно быть свидетелем недавних событий и видеть, что происходит в стране. Поэтому инженера по телекоммуникациям постоянно тянет в регионы. Там он общается с сотрудниками на местах и пытается заранее выявить проблемы, которые не замечаешь из центрального офиса. Неприятных сюрпризов Фрай видел уже достаточно.