Приглашение Европейским Союзом Беларуси на специальный саммит, который пройдет в Праге на следующей неделе, - очередной признак весенней оттепели, которая, возможно, начинается на неспокойных границах 'Дикого Востока' Европы. Так называемые замороженные конфликты, изуродовавшие регион после окончания 'холодной войны', начинают таять со всех краев. Под давлением Брюсселя лед начинает трогаться.

В стратегическом и экономическом отношении наиболее существенно надвигающееся сближение между Турцией и Арменией, которые на прошлой неделе объявили о разработке 'рабочей карты' по нормализации отношений после почти вековой вражды. План включает в себя в себя открытие границы, закрытой Турцией в 1993 г. в знак протеста против поддержки Арменией сепаратистов, воевавших за отделение Нагорного Карабаха от Азербайджана.

Несмотря на то, что вопрос о приеме Турции в ЕС фактически отложен до лучших времен, Брюссель охотно пользуется значительным влиянием Турции на Кавказе, в черноморском и каспийском регионах в собственных целях. Речь идет о различных инициативах в сфере свободной торговли, развития, безопасности и прав человека, а также - что, пожалуй, самое главное - создания маршрутов поставок энергоносителей из Центральной Азии, не контролируемых Россией.

Поэтому Брюссель и США горячо приветствуют курс на примирение, взятый Анкарой и Ереваном. В перспективе он может сблизить с Западом относительно изолированную Армению, долго жившую в тени Москвы. А это, в свою очередь, прекрасно вписывается в политику Запада по налаживанию связей с другими бывшими советскими республиками - такими, как Грузия и Украина.

Параллельно идет оттепель в отношениях между Арменией и Азербайджаном, которые начали переговоры о размораживании ситуации с Нагорным Карабахом. Нефтедобывающий прикаспийский Азербайджан, играет ключевую роль в определении будущих европейских маршрутов поставок и транзита энергоносителей. Портить с ним отношения не нужно никому. И вновь ЕС, наряду с Турцией, активно продвигает зарождающийся мирный процесс. А на саммите ЕС в Праге произойдет очередная встреча президентов двух стран.

Возможно, не стоит ожидать слишком многого от еще одной встречи старых врагов, состоявшейся на прошлой неделе при содействии ЕС, - встречи официальных лиц Грузии с представителями России и Южной Осетии, крошечного сепаратистского региона, из-за которого прошлым летом разгорелась война на Кавказе. Переговоры прошли в палатке, а по их окончании грузины пожаловались на русских, которые наладили телефонную 'горячую линию', но не дали им номер. Но все равно, это была первая подобная встреча в зоне конфликта, и стороны договорились встретиться вновь. Это своего рода прогресс.

Недавние политические волнения в Молдове, зоне одного из более сложных замороженных конфликтов, дали Брюсселю дополнительную возможность заняться продвижением своих интересов. В свою очередь, эта инициатива совпала по времени с неоднозначным решением пригласить на пражский саммит Беларусь, давно подвергающуюся остракизму.

Режим президента Александра Лукашенко, названный в свое время 'последней диктатурой Европы', пользуется чудовищной репутацией, и ранее Брюссель включил его в свой черный список. Но направив Беларуси приглашение, ЕС вновь дает сигнал о том, что взаимодействие, основанное на своекорыстном, но просвещенном интересе, выгоднее конфронтации. Лукашенко отреагировал позитивно и преподносит свою страну как 'мост' между Востоком и Западом.

В Праге главы 27 государств-членов ЕС благословят эту Ostpolitik XXI века, официально запустив новое 'восточное партнерство' с шестью бывшими государствами советского блока - Беларусью, Грузией, Украиной, Молдовой, Азербайджаном и Арменией. Но, несмотря на все позитивные признаки, остается много больших и малых препятствий, которые в принципе могут похоронить всю инициативу.

Например, Азербайджан выступает против сближения между Турцией и Арменией, пока не решен спор вокруг Нагорного Карабаха. Этот фактор, наряду с сопротивлением ультранационалистов во всех трех странах, может привести к провалу переговоров на обоих фронтах. Наконец, есть вопрос более широкого плана: где кончаются разговоры, и что именно может дать ЕС в сфере финансовой и инфраструктурной помощи, миротворчества и политических реформ странам с огромными и возрастающими потребностями? Добрая воля может растаять вскоре после того, как шесть стран осознают, что новое партнерство - не путь к членству в ЕС, а его суррогат.

Но главная неизвестная - это отношение России, которая уже чувствует угрозу, исходящую от нынешних тенденций, и обладает громадным деструктивным потенциалом. О чем бы ни шла речь - югоосетинских сепаратистах с российскими паспортами, украинских газопроводах, учениях НАТО в Грузии, будущем Приднестровья (региона Молдовы) или геополитической ориентации Азербайджана и Армении, Россия сохранит преобладающее влияние в регионе, который она по сей день считает сферой своих особых интересов.

Россия, похоже, убеждена в том, что она до сих пор имеет право вето. ЕС в настоящее время пытается продемонстрировать ей ошибочность такого суждения.

____________________________________________________________

Армяно-турецкие переговоры: ставки высоки ("The New York Times", США)

Россия заманивает Азербайджан в ловушку? ("Turkish Weekly", Турция)

Российско-турецкие войны за господство в Азербайджане ("Hurriyet", Турция)

Обсудить публикацию на форуме

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.