Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В 2008 году гражданство Германии получили менее ста тысяч человек. Это самый низкий показатель за последние 10 лет и рекордное падение уровня натурализации с 2000 года - с момента принятия реформы Закона о гражданстве.

В 2008 году гражданство Германии получили менее ста тысяч человек. Это самый низкий показатель за последние 10 лет и рекордное падение уровня натурализации с 2000 года - с момента принятия реформы Закона о гражданстве.

В среднем по стране число натурализованных уменьшилось на 15%, в некоторых регионах минус составил более 30%. Цифры, приведенные Бундестагом в ответ на парламентский запрос Левой партии, красноречиво свидетельствуют: интерес к немецкому паспорту у иностранцев не то чтобы сошел на нет, но заметно уменьшился. Для оппозиции, мнение которой традиционно озвучивает партия 'зеленых', это результат 'провальной интеграционной политики', в первую очередь - чрезмерно строгих критериев языкового теста.

'Немедленно отменить абсурдное тестирование' требует спикер фракции 'зеленых' по вопросам миграции Йозеф Винклер (Josef Winkler). 'Каждая новая проверка, каждый следующий экзамен унижает соискателя, дает понять: его в Германии никто не ждет, никому он как потенциальный гражданин не нужен'. Солидарны с 'зелеными' и представители турецкой общины ФРГ. По мнению спикера Эрен Юнзал (Eren Nsal), завышенные образовательные требования 'отпугивают мигрантов, и без того сомневающихся в целесообразности полного вливания в немецкую культуру'. К тому же положение об обязательном отказе от первого национального гражданства в случае принятия германского создает 'серьезные экономические трудности, в частности, касательно права наследования', а потому заставляет двадцать раз взвесить: есть ли смысл становиться немцем? Особенно при том, что у половины (!) живущих в ФРГ турок старше 40 лет есть 'потаенная мечта вернуться домой'.

Цифры, столь возмутительные с точки зрения оппозиции, возмутительны, впрочем, только на первый взгляд.

Активность натурализации в ФРГ неуклонно падает все последние годы. В 2007-м гражданами страны стали 113 тысяч человек - на 10% меньше, чем в 2006-м. До принятия реформы Закона о гражданстве новых паспортов выдавалось около полумиллиона в год; с 2000 года по сегодняшний день их выдано в общей сложности чуть более миллиона. Посему достаточно наивным кажется объяснять статистику 'чрезмерно сложным' языковым экзаменом, введенным лишь в 2007 году. К тому же сдавать его нужно не всем, а лишь тем, кто по какой-либо причине не может предъявить справку о прохождении языковых курсов в одной из государственных школ. Да и не сложен он для людей, проживших в Германии более восьми лет, а именно столько в среднем должно пройти до момента подачи заявления на натурализацию. Для особо неспособных существуют занятия в 'народных школах'. Там же можно подготовиться к тесту по страноведению - его обязаны сдавать, за некоторыми исключениями, иностранцы, не получившие в Германии среднего образования. А вот нужны ли германскому обществу новые граждане, выучившие простые ответы на простые вопросы, чтобы, как это практиковали советские студенты, 'сдать и забыть'? - это уже другой вопрос и другая сторона интеграционной политики.

Проблема вовсе не в завышенных требованиях. Падение интереса к гражданству Германии стоит объяснять скорее другими причинами. Вот одна из них: со вступлением в силу реформы Закона о гражданстве одним из моментов, препятствующих натурализации, стала судимость за преступление, караемое сроком в 90 дней тюремного заключения (вместо 180, как ранее). Таким образом, в группу изначально лишенных шанса стать немцами попадают те, кто замечен на мелких магазинных кражах и на хранении (не распространении!) марихуаны. Не стоит и комментировать, какой процент турецких юношей да и их ровесников - выходцев из СНГ - изначально подпадают 'под раздачу', точнее, в нашем случае, наоборот - нераздачу немецких паспортов.

Но дело не только в этих правонарушителях, которым сам Бог велел для начала освоить правила жизни в цивилизованном социуме, а потом уж мечтать о документах, свидетельствующих о причастности к этому социуму. Речь идет и о значительно большей по численности группе вполне законопослушной молодежи - о ребятах, рожденных в Германии от родителей-иностранцев, которым, согласно реформе 2000 года, по достижении 18 лет надлежит принять решение в пользу гражданства немецкого или приобретенного по наследству. В результате демографического пика 1990-го именно в 2008 году совершеннолетия достигло многим больше выходцев из мигрантских семей, чем до того, и именно им довелось повлиять на актуальную статистику натурализации. Угадаем, какой выбор сделал кое-кто из них? Например, юные невесты, которые мчатся навстречу своему счастью в кабриолете, скрывая лицо и фигуру под шариатской паранджой. Особенно когда мамы и бабушки успели передать им главную семейную мечту - когда-нибудь вернуться домой.

Обсудить публикацию на форуме

_____________________

Немцем можешь ты не быть, но гражданином быть... ("Русская Германия", Германия)

Боливар не выдержит нелегалов ("Новое русское слово", США)