Выполненный руководством компании General Motors манёвр в отношении европейского подразделения Opel вызвал в Берлине гнев и уныние. Профсоюзы уже начали подсчитывать объёмы предстоящих сокращений.
Министр экономики Германии Райнер Брюдерле (Rainer Bruderle) назвал поведение руководства GM «абсолютно неприемлемым», а глава правительства земли Северный Рейн-Вестфалия Юрген Рюттгерс (Jurgen Ruttgers) заявил, что их действия представляют «уродливый оскал турбокапитализма».


Для канцлера Германии Ангелы Меркель (Angela Merkel) это стало тяжёлым ударом, ведь её сторонники изо всех сил лоббировали сорвавшуюся нелёгкую сделку с участием канадской фирмы Magna International, российского Сбербанка и государственного кредита на сумме 4,5 миллиардов евро (6,7 млрд. долл. США)
Резкая смена курса показала, что Германия так и не убедила руководство американского автопроизводителя выбрать кандидатуру Magna.


Глава рабочего совета Opel Клаус Франц (Klaus Franz) заявил, что с сегодняшнего дня рабочие немецких заводов будут проводить временные забастовки, предупредив, что акции протеста могут «прокатиться по всей Европе». На заводах Opel работает около 25 тысяч немцев. Вчера Франц встретился с Меркель и договорился, что руководство GM должно постараться не допустить сокращений штатов.


Канцлер узнала о решении GM незадолго до своего возвращения с переговоров с президентом США Бараком Обамой (Barack Obama), проходивших в США. В своей вызвавшей бурный восторг речи, обращённой к депутатам обеих палат конгресса, Меркель заверила всех в нерушимости и огромном значении германо-американских отношений.


Официальный представитель Меркель Ульрих Вильхельм (Ulrich Wilhelm) категорически заявляет, что GM теперь придётся выплатить полтора миллиона евро компенсаций за финансирование, предоставленное немецким правительством.


Решение GM оказалось для немецких властей полной неожиданностью. На переговорах с представителями высшего руководства корпорации, шедших за несколько дней до последнего совещания совета директоров GM, ничто не предвещало, что корпорация предпочтёт оставить Opel у себя.


Никто не смог объяснить совершённого корпорацией «разворота на сто восемьдесят градусов», равно как и того, как они собираются финансировать свои европейские предприятия, в то же время укладываясь с выплатой задолженностей в срок, истекающий 30 ноября.


Берлин не считает себя обязанным помогать GM с финансированием. Вместо этого правительство Германии дождётся, пока руководство корпорации представит план реструктуризации и финансирования, а уже потом подумает, стоит ли предоставлять какую-либо помощь.


В последние месяцы рабочие советы, профсоюзы и главы государств, на территории которых размещены предприятия Opel, оказывали на Берлин сильнейшее давление, побуждая его поддержать претензии Magna на Opel, чтобы избежать массовых увольнений немецких граждан.


Тем не менее, из-за того, что правительство Германии отдало своё предпочтение канадской Magna, возникли трения с некоторыми европейскими партнёрами, что вскоре привлекло внимание компетентных органов в Брюсселе, так как причиной было обещание Magna сохранить большее количество рабочих мест именно для немцев.


Немецкие власти категорически утверждали, что четыре с половиной миллиарда евро могут достаться любому инвестору, который сможет предоставить внятный план действий и стартовый капитал; с другой стороны, последнее слово они оставляли за руководством GM. Какое это слово стало предельно ясно вчера.