Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Рождение супердержавы

Вступает в силу Лиссабонский договор

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
По этому случаю в столице Португалии состоится торжественная церемония. А где ей еще состоятся, если договор носит именно ее имя?

По этому случаю в столице Португалии состоится торжественная церемония. А где ей еще состоятся, если договор носит именно ее имя?

Единый союз

Лиссабонским договор называется потому, что он был окончательно согласован на Межправительственной конференции в Лиссабоне 19 октября 2007 года и подписан на саммите ЕС 13 декабря 2007 все в той же столице Португалии в монастыре иеронимитов.

Лиссабонский договор - это сокращенное название документа, который называется Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества. Еще его именуют Договором о реформе ЕС. Последнее название, пожалуй, самое точное, ведь договор призван завершить 15-летнюю дискуссию о политической и институциональной реформе ЕС, которая была начата подписанием Маастрихтского договора в 1992 года, заложить основы функционирования Евросоюза на ближайшие 15- 20 лет и заменить собой провалившийся проект Конституции ЕС. Целью Лиссабонского договора также является упрощение структуры коллективных органов ЕС, принципов и порядка их работы.

Еще договор о реформе закрепил баланс между целями и интересами стран-членов и ЕС, придав последнему статус «супердержавы». Кроме того, он сделал Европейский союз «правосубъектным». Это означает, что ЕС может заключать международные договоры во всех сферах его компетенции в четырех случаях:

1. Если это предусмотрено основополагающими договорами ЕС.
2. Если того требует достижение целей, означенных в договорах.
3. Если того требует юридически обязательный документ ЕС.
4. Если данный договор может «повлиять на общие правила ЕС или изменить их».

Государства-члены имеют право заключать любой международный договор при условии, что он не противоречит соглашениям, подписанным ЕС, или не относится к зоне компетенции Союза.

Кто найдет управу на непокорных

Лиссабонский договор предусматривает введение должностей председателя Европейского совета и верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности.

Задачей председателя Евросовета (эту должность занял бельгийский премьер Херман ван Ромпей), скорее всего, станет «замирение» постоянно спорящих почти по всем вопросам правительств всех 27 членов. Не случайно глава Европарламента Ежи Бузек перед брюссельской «тайной вечерей» (на которой главы государств ЕС избрали председателя Евросовета и верховного представителя) сказал, что ван Рампея было бы правильно назвать «координатором». Правда, с его появлением кризисы внутри ЕС вряд ли исчезнут, но появляется надежда на их более-менее безболезненное разрешение. Ведь не случайно убежденного «европейского федералиста» (ван Ромпей выступает за укрепление наднациональных органов ЕС за счет политического веса государств) считают мастером «выстраивать мосты».

С выборами на срок 2,5 года председателя Евросовета в ЕС перестала действовать дорогостоящая система, предполагавшая смену главы Европейского совета каждые шесть месяцев. Напомним, что президентом Европейского совета на этот срок становился глава государства страны-председателя и последним таким главой, назначенным по этой схеме, стал премьер Швеции Фредрик Рейнфельд.

Что еще важно отметить, так это то, что согласно Лиссабонскому договору Европейский совет окончательно отделяется от Совета министров ЕС. Наделенный новыми полномочиями, этот орган должен играть значительно большую роль в вопросах, касающихся правоохранительной и судебной системы, внешней политики ЕС и его внутреннего устройства. Фактически от Евросовета теперь будет зависеть состав Еврокомиссии. Также он будет определять порядок проведения выборов в Европарламент. Но главное - впервые в руках одного органа ЕС будут сосредоточены полномочия по приостановке членства отдельных стран. Это - несомненное свидетельство усиления Евросоюза как института с единой политикой, поскольку ранее на небольшую страну, заблокировавшую принятие важного для ЕС решения, найти «управу» было практически невозможно.

Раздвоение поста

До недавних пор одной из ключевых фигур в ЕС был верховный представитель ЕС по общей внешней политике и безопасности Хавьер Солана. Теперь сосредоточенные некогда в одних руках полномочия разделены.

Верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности стала еврокомиссар по торговле Кэтрин Эштон, которая не только возглавит дипломатический аппарат ЕС, но в отличие от Хавьера Соланы будет еще заместителем председателя Еврокомиссии с выходом на союзный бюджет.

Вторая часть полномочий Соланы досталась французу Пьеру де Буассье. С сегодняшнего дня он - новый генеральный секретарь Совета Евросоюза, одного из важнейших органов в структуре власти ЕС. Некоторые наблюдатели полагают, что де Буассье станет своего рода «контролером» со стороны государств ЕС за деятельностью Эштон. И весьма мощным, ведь Совет ЕС неофициально именуют «Совмином». Он наделен рядом функций как исполнительной, так и законодательной власти и призван уравновесить Еврокомиссию, от которой исходят законодательные инициативы. Совет играет ключевую роль в тех областях европейской внутренней и внешней политики, где принятие решений происходит на межправительственном уровне. Совета ЕС собирается на уровне отраслевых министров стран ЕС, включая глав МИД.
А вот председатель Еврокомиссии остался прежний. На новый пятилетний срок на эту должность избран португалец Жозе Мануэль Баррозу. Его пост аналогичен посту премьер-министра, так что вес в ЕС трудно переоценить. Не случайно на риторический вопрос, заданный очень много лет назад Генри Киссинджером (бывший госсекретарь США): «Кому именно вы звоните, если хотите поговорить с Европой?», сторонники Баррозу дают однозначный ответ - Мануэлю. Он сохраняет за собой все главные рычаги исполнительной власти: контроль над обширным бюрократическим аппаратом, финансами, кадрами, подготовкой всех важнейших встреч и переговоров. В его ведении остаются переговоры по климату, торговле и экономике, связи с G20.

Право вето ушло в историю

В вступлением в силу Лиссабонского договора в ЕС поменялся и порядок принятия решений. Ранее при голосовании в Совете министров ЕС все страны, независимо от их размера, обладали равным количеством голосов - за исключением Франции, Германии, Великобритании и Италии, которые наделялись немного большим весом. Также при старой системе любая из 27 стран-членов могла наложить право вето и решение оказывалось заблокированным. Эта страновая демократия по сути привела к стагнации Европейского союза как политического института. Из-за этого важные общенациональные решения не принимались годами. Новый порядок устраняет этот недостаток. Теперь количество голосов, которое имеет та или иная страна при принятии решений на общеевропейском уровне, установлено пропорционально ее населению. Решения практически во всех сферах могут быть приняты «квалифицированным большинством» - как минимум 55 процентами государств, представляющих не менее 65 процентов населения ЕС. Право вето, таким образом, ушло в историю.