Москва. Мир совершил неверный маневр в конце холодной войны, оставив Россию в одиночестве и в сложном положении на окраине Европы, что стало причиной постоянного дисбаланса в архитектуре безопасности континента.


Так рассуждает российский президент Дмитрий Медведев, начавший внешнеполитическое наступление с целью убедить западные правительства в необходимости обсуждения полномасштабного договора, проект которого Кремль как раз накануне опубликовал.  Этот договор направлен на восстановление гармонии в Европе и предотвращение такого рода разногласий, которые привели в прошлом году к короткой, но жестокой войне между Россией и Грузией.


«Россия не считает, что сложившаяся конфигурация способна привести к улучшению сотрудничества между Россией и НАТО, - подчеркивает заместитель государственного Института США и Канады в Москве Виктор Кременюк. – Россия хочет иметь больше прав. Она хочет, чтобы с ней советовались по каждому важному вопросу, имеющему отношение к европейской безопасности. Россия также хочет, чтобы ее точка зрения была услышана и принималась в расчет».


Проект договора из 14 пунктов


На сайте господина Медведева опубликовано заявление, в котором говорится о том, что этот 7-страничный проект договора, содержащий 14 пунктов, «позволит, наконец, покончить с наследием холодной войны». Для этого, как подчеркивается в документе, требуется проведение консультаций всех сторон по важнейшим вопросам, затрагивающим безопасность в Европе, а в кризисных ситуациях должна созываться экстренная встреча представителей всех участников европейского процесса.
Эксперт по военным вопросам онлайнового информационного издания «Ежедневный журнал»  Александр Гольц считает, что этот договор представляет собой коварную «ловушку», так как в случае его принятия Россия получила бы право вето на решения НАТО.


«Главная причина того, что Россия не может договориться с Западом и не способна интегрироваться в Европу, состоит в том, что она не смогла провести внутренние реформы для того, чтобы соответствовать западным стандартам, - подчеркивает Гольц. – Кремль не хочет обсуждать дефицит демократии или проблемы прав человека, но при этом пытается представить свою изоляцию как вопрос, связанный с безопасностью. Проект этого договора – это возврат к старой игре, основанной на подсчете количества танков и боеголовок».


Медведев в прошлом году заявил о том, что система европейской безопасности требует фундаментальной перестройки, однако его инициатива была встречена без энтузиазма. Мало кто на Запада считает, что в Европе есть какой-то серьезный изъян, поскольку на этом континенте за два последних десятилетия произошла беспрецедентная в истории интеграция под двойной эгидой Европейского Союза и военного альянса НАТО.


«Я не вижу необходимости в заключении нового договора или другого юридически обязывающего документа, так как у нас уже есть соответствующие рамки для сотрудничества», заявил Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen) в конце прошлой недели после окончания переговоров в Москве.


«Но мы, конечно же, готовы обсуждать новые идеи на соответствующих форумах», и это можно было бы сделать в рамках деятельности невоенной Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, добавил он.


Москва: нас вывели из игры


Москва уже давно говорит о том, что чрезмерное самомнение Запада после падения Железного занавеса привело к тому, что Россия оказалась вне игры, а ее законные интересы игнорировались.
«После окончания холодной войны Запад переоценил слабость России и недооценил ее силу, - отмечает Кременюк. – Запад решил, что Россия больше не имеет достаточного веса для того, чтобы ее мнение учитывалось в международных кругах, а ее интересы можно не принимать в расчет».


Как и многие другие российские аналитики он считает, что непризнание России в качестве полноправного члена системы международной безопасности после окончания холодной войны привело к ухудшению отношений – некоторые называют это «второй холодной войной», - и особенно это стало заметно после того, как к власти пришел нынешний премьер-министр Владимир Путин, который стал добиваться того, чтобы Россия вновь получила традиционные прерогативы великой державы.


Другие эксперты признают, что исторические возможности, появившиеся после развала Советского Союза, были упущены политическими лидерами того времени. Вместе с тем, они  считают, что не существует какого-то быстрого способа изменения характера отношений между Россией и Западом.


«Этот договор представляет собой бесполезное предложение, - подчеркивает директор Московского Центра Карнеги (Carnegie Center) Дмитрий Тренин. – Он не учитывает основной вопрос – отсутствие доверия между Западом и Востоком. Эти проблемы действительно существуют, однако со стороны Медведева было бы наивно полагать, что все будет в порядке, если только мы заключим юридически обязывающий договор».


Запад, по мнению эксперта, допустил просчеты в период после окончания холодной войны, но и Москва должна проанализировать свое собственное поведение – особенно в отношении своих самых близких соседей Украины и Грузии.


«Россия должна подчеркивать силу своей привлекательности, а не силу принуждения в своих отношениях с республиками бывшего Советского Союза и странами восточной Европы», и в этом, по мнению эксперта, - ключ к укреплению регионального доверия и стабильности.