Зассниц (Sassnitz). Теперь осталось только одно препятствие - селедка. Больше уже ничего не может помешать строительству трубопровода, который пройдет по дну Балтийского моря от российского Выборга до Грайфсвальда (Greifswald). Никаких морских мин, никаких бомб на дне моря, никаких боевых отравляющих химических веществ и вообще ничего из того, что могло оказаться на дне Балтийского моря в результате двух мировых войн. «Мы все тщательно проверили и устранили все опасные предметы», заявил официальный представитель оператора трубопровода Nord Stream Штеффен Эберт (Steffen Ebert). Несколько дней назад были получены последние разрешения на строительство из  России и Германии. Перед этим правительства Швеции, Финляндии и Дании дали зеленый свет строительству газопровода. Теперь, с опозданием почти на год, работы можно было бы начать.


Можно было бы, если бы не селедка! У нее сейчас как раз начинается нерест. «Однако период нереста закончится в конце апреля, и тогда мы начнем укладывать трубы», подчеркнул Эберт.


Поезд из Мюльхайма-на-Руре (Muelheim an der Ruhr) пополняет необходимые запасы. Он доставляет еще 100 труб в порт Зассниц-Мукран (Sassnitz, Mukran) на острове Рюген (Ruegen). Мукран – один из пяти перевалочных пунктов. Здесь уже складированы 40 000 труб. В Мукране расположен терминал железнодорожно-паромной переправы. Непосредственно к порту подходит железная дорога, это глубоководный порт, а его размеры делают его идеальным местом для строительства трубопровода. Сюда доставляются трубы, здесь они обрабатываются и затем они будут направляться к месту их укладки. Для каждой из двух ниток газовой магистрали длинной 1223 километра потребуется 100 000 труб. 


Первая очередь трубопровода должна быть сдана в эксплуатацию в конце 2011 года. Ее мощность составит 27,5 миллиарда кубических метров природного газа в год. После окончания строительства второй очереди мощность этой трубопроводной системы будет увеличена вдвое и составит 55 миллиардов кубических метров. Затраты на строительство этого гигантского трубопровода оцениваются в 7,4 миллиарда евро.


Этот проект имеет стратегическое значение. Европейские месторождения природного газа, расположенные в Северном море, быстро истощаются. В 2030 году, по существующим оценкам, образуется дефицит природного газа в объеме 200 миллиардов кубических метров. 25 процентов этого дефицита будет покрыто за счет природного газа из Сибири, который будет перекачиваться по балтийскому трубопроводу. Критики проекта высказывают опасение, что Европа в будущем может оказаться в слишком большой зависимости от поставок энергоносителей из России.
Однако в компании Nord Stream так не считают. Даже с учетом возможностей нового трубопровода доля российских поставок газа  увеличится незначительно -  с нынешних 24 до 28 процентов.


Компания Nord Stream год назад заключила договор с фирмой Europipe относительно производства труб. Совместное предприятие, в состав которого входят фирмы Salzgitter Mannesmann и Dillinger Huette,  считаются  во всем мире ведущими производителями сварных труб. Europipe поставит около 75 процентов труб для первой нитки газопровода, а 25 процентов будут произведены в России.


Каждый день из района Рура в Мукран прибывают три специальных поезда с трубами, а их перевозку обеспечивает компания Schenker - дочернее предприятие Deutsche Bahn. Разгрузкой в порту управляет 29-летний берлинец Даниэль Лангендорф (Daniel Langendorf) – инженер и специалист в области логистики. Он и 60 его сотрудников следят за тем, чтобы каждая прибывающая в порт труба оказалась на своем месте. Сделать это не так просто. Дело в том, что каждая из этих труб изготовлена из стали толщиной четыре сантиметра. Ее длина составляет двенадцать метров, и весит она одиннадцать тонн. Каждую трубу надо несколько раз переместить с места на место, и делать это надо осторожно. «В самые напряженные дни мы обрабатываем здесь 1000 труб», говорит Лангендорф. Если техника откажет, то могут возникнуть большие проблемы.


В работах принимает участие также специальная французская фирма Europec. Специально для трубопровода Nord Stream она построила совершенно новый завод для нанесения защитного слоя на трубы. «Мы вложили в это предприятие 40 миллионов евро, и здесь у нас работают 150 сотрудников, большая часть которых из местного региона», отмечает руководитель строительства Жерар Фожель (Gerard Vogel). На этом заводе трубы покрываются слоем эпоксидной смолы, который на треть снижает сопротивление от трения при транспортировке газа. С наружной стороны сталь покрывается тремя слоями полиэтилена, которые будут защищать трубы от ржавления. На установках фирмы Europec  трубы получают еще одну защиту – слой бетона толщиной от шести до одиннадцати сантиметров. «Бетонный слой делает трубы такими тяжелыми, что у них уже не остается никакой подъемной силы, и их можно надежно разместить на морском дне», объясняет Фожель. Для того, чтобы трубы вообще никогда не могли всплыть, сотрудники Фожеля добавляют в бетон железную руду для придания трубам необходимого веса. Таким образом вес трубы увеличивается вдвое и составляет примерно 23 тонны.


Природный газ, который с конца 2011 года будет транспортироваться по этому трубопроводу, будет поступать туда под давлением, создаваемым при помощи восьми авиационных турбин. Давление на входе будет составлять 220 бар или 9300 тонн. Спустя два дня этот газ достигнет Грайфсвальда, имея давление в 100 бар. Поэтому этому трубопроводу не требуются дополнительные газокомпрессорные установки, как это происходит в случае эксплуатации наземных трубопроводов. Из Грайфсвальда по двум трубопроводам газ будет направляться на юг Германии, а также дальше на запад Европейского континента.


Если бы решение принимал Фожель, то трубы уже завтра начали бы укладывать на дно Балтийского моря. Для этого все уже готово. В течение четырех лет дно моря по всему маршруту трубопровода было исследовано при помощи специальных подводных роботов, эхолотов и градиометров. Сначала ширина исследованного участка была два километра, затем ширина коридора составила 15 метров и дальше вновь по 7 метров справа и по семь метров слева от самого трубопровода.  Однако на глубине можно столкнуться и с другими опасностями. 

 

В Балтийском море во время Второй мировой войны было затоплено 100 000 морских мин, а также гранат, бомб и боевых химических отравляющих веществ. Только в территориальных водах России и Финляндии было обнаружено 66 захоронений боеприпасов, которые были уничтожены при помощи подрыва. На немецком участке, длина которого составляет 81 километр, опасные захоронения не были обнаружены. Однако планировщики были вынуждены на большом удалении обойти остров Борнгольм (Bornholm), так как там, как предполагается, были затоплены боевые химические отравляющие вещества.


По данным оператора трубопровода Nord Stream, были учтены также замечание экологического порядка, высказанные странами балтийского региона. В связи с этим, как недавно подчеркнул министр  окружающей среды Швеции Андреас Карлгрен (Andreas Carlgren), компания Nord Stream должна будет выполнить некоторые очень строгие требования. В том числе и по этой причине начало работ так долго откладывалось. Однако теперь строительству трубопровода уже ничего не мешает – за исключением селедки.