Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Друг познается в ЕС

Эстония не решилась поддержать исландцев в борьбе с ненасытными британскими кредиторами.

© коллаж ИноСМИИсландия ЕС евро деньги долг
Исландия ЕС евро деньги долг
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Исландскому правительству не вернуть все 3,8 млрд евро британским и голландским вкладчикам, позарившимся в свое время на высокие процентные ставки по депозитам.

Исландскому правительству не вернуть все 3,8 млрд евро британским и голландским вкладчикам, позарившимся в свое время на высокие процентные ставки по депозитам дочернего предприятия банка Landsbanki – Icesave. Хотя бы потому, что во всей Исландии живет меньше людей, чем в Таллинне – всего 320 тысяч. И большинство из них не поддерживает выплату долга любой ценой.

 

Вкладчикам-британцам до кризиса как-то в голову не приходило, что высокие проценты у исландских банков не потому, что когда-то ООН признала остров лучшим местом для жизни на планете. Исландские банкиры получали в Европе легкие заемные деньги и тут же ссужали их тем, кому все прочие европейские банки в кредите отказывали. Риск был довольно высок, но никому, понятное дело, не хотелось делить ответственность с исландцами «после бала».

 

Так возник печально знаменитый документ, утвержденный парламентом острова под международным давлением. Принятый закон уполномочил министра финансов Исландии гарантировать от имени государства выплату кредитов, предоставленных Великобританией и Нидерландами с целью ускорить возвращение денег вкладчикам лопнувшего Icesave. Президент страны Олафур Гримссон закон не утвердил и вынес на референдум, который пройдет в начале марта. Согласно опросам общественного мнения, исландцы, скорее всего, не поддержат законопроект о госгарантиях.

 

Агентство Fitch моментально присвоило исландским долговым бумагам «мусорный» статус. На рынок это уже вряд ли повлияет: игроки перестали рассматривать Исландию как достойное вложения денег место с самого начала финансового кризиса. Агентство опоздало на год с лишним. «Доверие к кредитным рейтингам сильно пошатнулась в последнее время», – констатирует эксперт Фонда развития Хейдо Витсур.

 

«Правительство делает все возможное, чтобы избежать экономической изоляции, – говорит пресс-секретарь исландского МИДа Урдур Гуннарсдоттир. – Все политические партии, и правительственные, и оппозиционные, сходятся во мнении, что Исландия должна выполнять свои обязательства». Чтобы удовлетворить не только политиков, но и исландцев попроще, кабинет Йоханны Сигурдардоттир допускает возможность отзыва законопроекта. Однако далеко не факт, что иностранные кредиторы пойдут на новое, менее выгодное соглашение. «Члены правительства провели последние дни в тесном общении с зарубежными лидерами, многие из которых выразили разочарование», – пояснила Гуннарсдоттир.

 

С одной стороны, остров рискует окончательно испортить отношения со странами-кредиторами, входящими в ЕС, и тем самым сорвать еще не начавшиеся переговоры о вступлении в союз. А с другой – слишком мягкая реакция стран-доноров на причуды исландской демократии грозит развалом существующей системы финансирования нищих правительств. Что помешает Латвии, тоже попавшей в долговую яму после дорогостоящего спасения крупнейшего банка, по воле народа прекратить многомиллионные выплаты?

 

«Не исключаю, что этот лозунг перед выборами в октябре могут подхватить некоторые из правящих партий, если сочтут это меньшим злом, хотя, на самом деле, это была бы катастрофа, – говорит депутат латвийского сейма от Центра согласия Борис Цилевич. – Впрочем, до сих пор у нас наблюдается другая крайность: даже там, где можно и нужно было поспорить с Еврокомиссией и МВФ, кабинет брал под козырек и делал даже больше, чем от него требовалось». Беспрекословное подчинение кредиторам, однако, не помешало властям Латвии публично выразить поддержку сестре по несчастью – Исландии в разгар скандала с президентским вето.

 

Глава эстонского МИДа Урмас Паэт не считает, что Эстония, не выступив с однозначной поддержкой Исландии, совершила в некотором смысле предательство: безрассудные исландцы признали независимость Эстонии еще до того, как это сделал Советский Союз. Министр отметил, что, несмотря на формальное право президента Исландии объявить референдум, это решение ни к чему не ведет. «Необходимо соглашение с кредиторами, иначе проблему не решить, – уверен Паэт. – В долгосрочной перспективе мы заинтересованы, чтобы Исландия вошла в ЕС и не хотим, чтобы процесс вступления застопорился».

 

Процесс этот, напомним, еще и не начинался: Еврокомиссия с октября прошлого года изучает ответы исландских руководителей на интересовавшие ее вопросы, изложенные на 8870 страницах. Зато Норвегия, не входящая в ЕС, пообещала исландцам поддержку. Йоханна Сигурдардоттир на радостях вспомнила, что Исландия пока тоже не входит в ЕС. «Мы подчеркиваем, что имеем право утверждать, что директива ЕС о гарантиях вкладчикам для нас недействительна и юридически Исландия не обязана платить», – заявила Сигурдардоттир агентству Bloomberg 12 января.

 

Какой бы не была реакция на референдум, полностью долги исландцам никто не простит. Хейдо Витсур предвидит компромиссное решение: «С исландцев потребуют столько, сколько они смогут заплатить. Судьбу остального долга решат крупнейшие экономические державы. В такой ситуации это единственная возможность».