Пилот потерпевшего крушение в субботу самолета польского президента Леха Качиньского принял, судя по всему, ошибочное решение. Это имело фатальные последствия. По мнению главы российской прокуратуры, пилоту неоднократно было указано на плохие погодные условия и туман, но, несмотря на это, он несколько раз пробовал посадить машину. Остается неясным, почему он пытался это сделать.

На каком самолете летел президент Польши?

Российский самолет Туполев-154  представляет собой аналог американского Boeing-727.  Прототип российского лайнера совершил свой первый полет в 1968 году.  В хвостовой части самолета размещены три реактивных двигателя. Его длинна составляет 47,90 метра, а размах крыльев – 37,55 метра.  Ту-154 активно использовался Аэрофлотом с 1972 года, и он стал основной рабочей лошадкой восточноевропейских авиакомпаний.  В 1984 году появилась модернизированная версия  Ту-154. До 2006 года было выпущено в общей сложности более 900 таких машин. После этого предприятие в Самаре, где производился этот самолет, пыталось продавать еще одну модернизированную версию Ту-154, однако в год ему удавалось производить только по одному самолету.

Правительство ГДР также использовало два самолета Ту-154, а после объединения Германии на некоторое время они перешли в распоряжение бундесвера. Один из этих лайнеров столкнулся в 1997 году у берегов Намибии с транспортным самолетом ВВС США, и тогда погибли 33 человека. Вторая машина была продана одной из болгарских авиакомпаний.

Аэрофлот вывел из эксплуатации последний Ту-154 в конце 2009 года. Теперь этот самолет эксплуатируется  целым рядом более мелких авиапредприятий в странах СНГ, а также российской государственной компанией «Россия», где Ту-154 наряду с более новыми самолетами фирмы  «Ильюшин» используется как правительственный лайнер.  Помимо этого, парком самолетов этого типа владеют некоторые иранские компании, хотя именно с этими машинами в последние годы все время происходили серьезные аварии.

На каких самолетах летает польское руководство?

Хотя польская LOT уже с 1989 года первой из авиакомпаний бывшего восточного блока стала переходить на западные машины, правительство в Варшаве продолжало делать ставку на российские самолеты.  В состав правительственного авиапарка входят несколько польских машин, а также еще один Ту-154, четыре небольших Як-40 и семь вертолетов Ми-8. После крушения одного из вертолетов Ми-8 в декабре 2003 года, во время которого получил травмы, но остался жив тогдашний премьер-министр Лешек Миллер (Leszek Miller), ведутся разговоры о модернизации парка машин.

Как произошло крушение самолета в Смоленске?


В среде пилотов говорят о том, что уже после второй неудачной попытки захода на посадку  в российском городе Смоленске экипаж должен был принять решение об уходе на запасной аэродром. Тем не менее пилоты продолжали попытки посадить самолет. Третья попытка оказалась неудачной и летчики, заходя на очередной круг, судя по всему,  решили опуститься еще ниже, надеясь таким образом увидеть взлетно-посадочную полосу.  Выполняя этот маневр, самолет  на расстоянии примерно одного километра от аэродрома задел верхушки деревьев, после чего он врезался в землю и развалился. Решение пилотов о выполнении этого маневра было  безответственным,  и это свидетельствует о том, что на экипаж, судя по всему, оказывалось  сильное  давление. Если бы самолет – как это было рекомендовано наземной диспетчерской службой – взял курс на Москву или на Минск,  то в таком случае члены высокопоставленной делегации оказались бы на расстоянии примерно 400 километров от места проведения памятных мероприятий в Катыни и не смогли бы принять в них участия.

В связи со случившейся катастрофой возникает вопрос о том, не боялись ли пилоты из-за предыдущего происшествия изменить курс и не сам ли президент Качиньский или кто-то из его сопровождения  заставил экипаж совершить посадку в Смоленске? Во время войны в Грузии в августе 2008 года, как сообщают польские средства массовой информации,  командир правительственной машины, несмотря на соответствующее указание президента совершить посадку в Тбилиси,  отказался это сделать по соображениям безопасности и посадил самолет в Баку (Азербайджан).  Качиньский тогда обвинил пилота в неподчинении приказу, и офицер был вынужден уволиться.

Почему из-за сильного тумана самолет не должен был совершать посадку в Смоленске?

Посадка вслепую при плохой видимости не представляет из себя никакой проблемы, если самолет и аэродром  оснащены необходимым высокоточным оборудованием.  Система посадки по приборам (ILS) состоит из установленных на земле передатчиков, указывающих правильный курс  и угол планирования.  С помощью этого луча осуществляется надежное управление самолетом при посадке – в зависимости от категорий допусков - до пункта принятия решения на высоте 15 метров и видимости по крайней мере 75 метров. Установленные в кабине самолета приборы указывают на малейшее отклонение от этого курса.

Все крупные аэропорты оснащены подобной системой посадки по приборам. Расположенный к северу от города аэропорт Смоленск-Область  -  это военный аэродром , на котором размещаются оснащенные четырьмя двигателями военно-транспортные самолеты Ил-76 российских военно-воздушных сил. Хотя он и обладает достаточной взлетно-посадочной полосой длинной 2500 метров, система посадки по приборам у него отсутствует.  На имеющихся в распоряжении компании Google картах невозможно даже установить наличие осветительных огней на посадочной полосе.  Как сообщают российские средства массовой информации, экипаж одного из Ил-76, хорошо знакомый с местными условиями, за полчаса до крушения польского президентского самолета из-за плохой видимости был направлен на один из аэродромов Москвы.

Какое влияние оказало состояние самолета на крушение?

По данным российской прокуратуры, президентский самолет находился в исправном состоянии.  Записанные переговоры пилотов с наземной диспетчерской службой не содержат указаний на технические неисправности. Как сообщает производитель этих самолетов компания  «Авиакор», расположенная  в российском городе Самара, произведенный 20 лет назад  Ту-154 только 22 декабря 2009 года после полного капитального ремонта вновь был передан представителям польских военно-воздушных сил.  Вторая польская правительственная машина этого типа прибыла на завод для прохождения модернизации в январе этого года.  По мнению экспертов, даже в случае использования самолета западного производства катастрофы избежать бы не удалось, так как техническое оснащение самолета при такого рода крушении не играет никакой роли.