В 8:20 по польскому времени (10:20 по Москве) президент Польши Лех Качинський позвонил по телефону своему брату Ярославу. Как все близнецы, братья Качинськие были очень близки. Поэтому, даже после того, как Ярослав сложил полномочия премьер-министра и уступил эту должность оппоненту Дональду Туску из партии "Гражданская платформа", которая победила на досрочных парламентских выборах, президент Лех постоянно был с ним на связи. Тем более, что Ярек возглавлял их общее детище - партию "Право и справедливость". Президент сообщил, что "все идет по плану" и через несколько минут его самолет приземлится в аэропорту Смоленска, куда официальная делегация во главе с главой Польской Республики летела оказать почести памяти 22 тысяч польских офицеров и интеллигенции, расстрелянных войсками НКВД в лесу под селом Катынь в 1940 году.

Но самолет не приземлился. В 10:56, зацепившись за дерево, президентский самолет вспыхнул и упал. Ни один из 96 пассажиров этого рейса, среди которых, кроме президента и его жены Марии, были руководители всех родов польских войск, глава генштаба вооруженных сил, депутаты Сейма, родственники погибших под Катынью в 1940-м году офицеров и другие должностные лица, не выжил. Православные священники и католические ксендзы, которые собрались возле мемориала жертвам Катынской трагедии, чтобы отслужить панихиду по погибшим 70 лет назад, пораженно приобщили к мартирологу еще почти сотню имен. А мир замер, шокированный этим страшным бедствием и проникшийся сочувствием к польскому народу, который сразу потерял элиту нации и руководство государства и армии.

Погода, техника или "человеческий фактор"?

По предварительной версии, причиной катастрофы Ту-154, на котором летела польская делегация, стали плохие погодные условия. Среди версий также - человеческий фактор и технические неисправности. До тех пор, пока общая российско-польская следственная комиссия полностью не расшифрует записи найденных вскоре после падения "тушки" "черных ящиков", сказать что-то наверняка сложно.

Но последнюю - техническую - версию считают наименее возможной. Вопреки тому, что президентскому "Туполеву" в июне должно было исполниться двадцать лет, его состояние якобы было более чем удовлетворительным. Правда, проблемы случались и раньше: по данным агентства ИТАР-ТАСС, именно эта машина в 2008 году на двое суток задержалась в Сеуле из-за поломки механизма рулевой тяги. Но в декабре прошлого года самолет прошел капитальный ремонт на авиационном заводе "Авиакор" в Самаре, откуда возвратился как новенький - от капитально отрихтованных двигателей до полного обновления салона.

После расшифровки части записей бортового самописца глава следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин доложил премьер-министру России Владимиру Путину, что технических проблем у лайнера не было. Он же сообщил, что диспетчеры смоленского аэропорта проинформировали пилота борта № 101 о сложных погодных условиях, но он все одно решил садиться. И, приземляясь со значительно большей скоростью, чем надлежит при таком расстоянии до взлетно-посадочной полосы, вышел за нижнюю границу глиссады (кривой, по которой снижается самолет при посадке), зацепился за верхушки деревьев...

Туман, антенны и фатальный русский язык

О том, что польский самолет заходил на посадку аж четыре раза (последний из которых стал фатальным), пишут почти все российские СМИ. Диспетчеры якобы предлагали пилоту посадить лайнер в аэропорту Минска (за 200 км от Смоленска) или Москвы, но тот не согласился. До посадочной полосы Ту-154 не долетел 300 метров.

Как пишет "Газета.ру" со ссылкой на метеорологический центр "Фобос", утром погода была довольно благоприятна для приземления. В 9:15 по московскому времени в Смоленске сел первый самолет польской делегации, которая летела в Катынь, - ЯК-40, преимущественно с журналистами. Было в том самолете и несколько человек, которые чисто случайно полетели не президентским рейсом...

Но уже в 9:40 над аэродромом "Северный" повис густой туман. Что именно заставило польского летчика, не слушаясь диспетчерских советов, раз за разом упрямо заходить на посадку - неизвестно.

Российская печать активно напоминает, что раньше у Леха Качинського уже было несколько конфликтов с экипажем. В частности, с пилотом, который из соображений безопасности во время российско-грузинского военного конфликта принял решение садить самолет в Азербайджане вместо Тбилиси, куда летел и на посадке в котором настаивал президент. А здесь, дескать, глава государства опаздывал на траурную церемонию. И вдобавок  ни Александра Лукашенко, ни кремлевское руководство Качинський не жаловал, так что посадка в Минске или Москве значила бы для него едва ли не политическое поражение. Впрочем, даже российские летчики сомневаются, что пилот вообще информировал "пассажира номер один" о переговорах с аэропортом. Особенно если был уверен в том, что сможет посадить самолет.

"В комментариях официальных лиц сразу бросается в глаза навязчивая попытка перевести вину полностью на экипаж президентского борта и отвести любые обвинения от аэродрома Смоленска", - отмечает бывший заместитель начальника правительственного аэропорта "Внуково" Сергей Веревкин, который, в частности, обеспечивал безопасность полетов во время похорон Леонида Брежнева, когда в Москву прилетали десятки правительственных рейсов. Специалист напоминает, что за штурвалом самолета президента Польши сидел один из лучших летчиков страны (иначе и быть не может). А посему, если он, в самом деле, старался посадить машину несколько раз подряд - значит, условия посадки, предоставленные диспетчером аэропорта, не выходили за рамки его личного минимума.

"По стандартам ІКАО (Международной организации гражданской авиации) есть три категории относительно погодных условий для посадки самолетов: первая разрешает сажать самолет при горизонтальной видимости 600 и вертикальной - 60 метров, вторая - соответственно, 300 и 30 метров, третья - при нулевой видимости. Для того чтобы летчик имел право посадить самолет при видимости той или иной категории, нужно два условия: аэродром должен быть оборудован системами посадки для этой категории, а летчик - иметь сертификат посадки по этой категории, - объясняет Веревкин. - И если пилот несколько раз заходил на посадку - значит, сообщенные ему погодные условия отвечали его квалификации. Или же ему каждый раз сообщали ошибочные данные".

Так это или нет - еще надо выяснить. А вот другой факт, который является вопиющим нарушением инструкции международных полетов, польская "Газэта выборча" уже сейчас преподносит как доказанный: смоленские авиадиспетчеры велели переговоры с польскими пилотами не на английском языке, как необходимо, а на русском языке. Который летчики понимали не очень хорошо.

Кроме того, у специалистов есть сомнения в достаточной подготовленности смоленского аэродрома "Северный", который еще недавно был преимущественно военным. Истребители в условиях плохой видимости априори не летают, так что сомнительно, что оборудование аэропорта отвечает передовым критериям современной авиации. Как отмечает "Газэта выборча", на "Северном" не установлены даже простейшие антенны, которые передают диспетчеру на земле и автоматике на борт данные о глиссаде, позволяя посадить машину при условиях плохой видимости.

Вместе с тем газета "Коммерсант" со ссылкой на очевидцев катастрофы пишет, что самолет вообще не заходил на посадку до той фатальной попытки, а лишь сделал четыре круга над аэродромом.

С Туском и Путиным встретиться не захотел

Связь с самолетом польской делегации исчезла в 10.50 по Москве, а уже через несколько минут на место события прибыли первые машины из расположенной неподалеку пожарной части. За несколько часов в Смоленск съехались российские министры: черезвычайных ситуаций Сергей Шойгу, транспорта - Игорь Левитин, внутренних дел - Рашид Нургалиев, а немного спустя и премьер-министр Владимир Путин. В субботу вечером начали съезжаться родственники погибших, для которых российская и белорусская власти организовали упрощенный режим пересечения границ.

Поздно вечером прилетел брат президента Польши Ярослав Качинський, который опознал тела погибшего Леха и его жены Марии.

"Не могу перестать плакать. Видел тело президента и... жакет своей подруги, который висел на обломке фюзеляжа. Мне не хватает слов..." - написал в своем блоге на "Твиттере" соратник Качинських, депутат Европарламента от партии "Право и справедливость" Адам Белан. Он сопровождал Ярослава в этой печальной поездке.

К тому времени в Катыни уже находился премьер-министр Польши Дональд Туск. Он с российским коллегой, главой правительственной комиссии по расследованию обстоятельств авиакатастрофы Владимиром Путиным, ожидал брата своего президента в штабной палатке рядом с местом падения самолета. Вместе главы правительств оказали почести памяти погибших букетами цветов на обломках Ту-154, вместе грустили - Туск не сдерживал слез, и Путин трогательно его обнял, утешая.

Но Ярослав Качинський ни с кем из премьеров встретиться не захотел. На следующий день он увиделся с Путиным уже во время церемонии передачи гроба с телом президента Леха - Ярослав настоял на том, чтобы опознанное им тело брата доставили в Варшаву немедленно, без дополнительной идентификационной экспертизы в Москве.

Накрытый государственным флагом гроб с телом президента торжественно отправили в Варшаву, где на улицах ее встречали сотни тысяч людей. Сегодня гроб выставят в президентском дворце для общего прощания. Похороны состоятся в субботу.

Наверное, о трагедии, которая постигла Польшу, во всей стране не знала только 82-летняя Ядвига Качинськая. Мать президента лежит в кардиологической больнице - самочувствие ее очень плохое, - и старушке просто не отваживаются сообщать ужасную новость. После опознания тела брата Ярослав Качинський не остался на ночь в Смоленске (в воскресенье прилетел снова), так как спешил к матери в больницу. И ни одним словом не выказал своего состояния.

Остальные останки погибших вертолетами перевозят в российскую столицу. Пока что опознать удалось менее 30 жертв авиакатастрофы - по одежде или найденным при них уцелевшим документам. Остальные тела настолько истерзаны, что идентифицировать их можно только с помощью ДНК-экспертизы. Как заявил мэр российской столицы Юрий Лужков, все затраты на прием родственников жертв катастрофы Москва взяла на себя - от расселения по гостинницам и питания до помощи психологов.

Кому выгодно

У Ярослава Качинського были причины, чтобы в тяжелую минуту избегать встречи с Туском и Путиным. Седьмого апреля премьеры уже встречались почти на том самом месте - возле мемориала жертв Катынского злодеяния. Это общее оказание почестей памяти расстрелянных польских воинов, чья гибель всегда стояла кровавой преградой на пути к налаживанию добрососедских отношений между Польшей и Россией, якобы должно было стать новой точкой отсчета в двусторонних взаимоотношениях. В отличие от лидеров "Права и справедливости", прагматическая "Гражданская платформа" Туска согласна на тесное сотрудничество с Россией. И когда Путин сам пригласил польского коллегу вместе отметить 70-та годовщину Катыни, а Туск на это предложение радушно согласился, не только политические оппоненты в Польше восприняли это как измену премьера. Ведь он фактически выказал готовность примириться с Москвой, которая надлежащим образом так и не признала ответственности за уничтожение польских офицеров. Те "извинения", которые якобы приносил Путин, в Речи Посполитой многие расценили как ироническое очковтирательство.

Напомним, 1940 года возле села Катынь под Смоленском войска НКВД расстреляли около 22 тысяч поляков - свыше 4 тысяч офицеров, представителей интеллигенции и других узников советских лагерей, вывезенных из Польши. Вплоть до 1990 года советская власть замалчивала преступление, пока по доброй воле президента Горбачева не была обнародована часть документов, связанных с этой спецоперацией НКВД. Но большинство архивов Кремль не открыл и до сих пор - вдруг Польша начнет требовать суда над организаторами массового убийства?

Поэтому Катынь - это для поляков не просто место, а символ. И уступить право добиться справедливости в этом деле - означает "сдать" национальное достоинство. Так вот президент Лех Качинський, не приглашенный на "путинское" отмечание годовщины, полетел в смоленские леса с отдельной делегацией. Не исключено, что для того, чтобы в речи перед мемориалом высказать далеко не признательность за "признательность" нынешней российской власти...

Возможно, это кощунство - говорить такие вещи в дни, когда о погибших грустит весь мир, но в политическом смысле смерть Качинського удобна для Москвы. Не удивительно, что в Польше появились завуалированные и не очень намеки на то, что падение самолета - не случайность, тем паче в таком скорбном и символическом для поляков месте.

И вдобавок,  Вторая Катынская трагедия болезненно перекликается с другой - гибелью в авиакатастрофе над Гибралтаром 4 июля 1943 года премьер-министра Польши в изгнании Владислава Сикорского. Именно он требовал от Советского Союза объяснений обстоятельств массового убийства польских офицеров под Катынью и обращался к другим государствам с требованием осудить это преступление и разорвать отношения с СССР. Точные причины той авиакатастрофы не выяснены до сих пор. Гибель Сикорского позволила СССР безболезненно создать в Польше марионеточное просоветское правительство, и страна на долгие годы попала под влияние Москвы.

Мартиролог

На борту самолета Ту-154Г, который был приписан к 37-му спецполку ВВС Польши, находилось 96 человек.

Среди погибших:

президент РП Лех Качинський с женой Марией;
Франтишек Гонгор, начальник генштаба ВС Польши;
командующие операционными силами ВС (Бронислав Квятковський), Сухопутных войск (Тадеуш Бук), ВВС (Анджей Бласік), ВМС (Анджей Карвета), сил спецназначения (Влодзимеж Потасинський) и Варшавского гарнизона (Казимеж Гилярський);
Ришард Качоровський, последний президент РП в эммиграции (1989-1990);
Кшиштоф Путра; вице-спикер Сейма от партии "Право и справедливость";
Ежи Шмайдзинський, вице-спикер Сейма от партии "Союз левых демократов", экс-министр обороны;
Кристина Боченек, вице-спикер сената от партии "Гражданская платформа";
Александер Щигло, шеф Бюро нацбезопасности, экс-министр обороны, экс-руководитель канцелярии президента;
Славомир Скшипек, президент Нацбанка Польши;
Владислав Стасяк, шеф канцелярии президента, экс-министр внутренних дел и шеф Бюро нацбезопасности;
Павел Випих, госсекретарь в канцелярии президента;
Станислав Коморовський, государственный вице-секретарь в министерстве обороны;
Томаш Мерта, государственный секретарь министерства культуры и национального наследия, генеральный оберегатель культурных памяток;
Анджей Кремер, заместитель министра иностранных дел;
Мариуш Котла, директор дипломатического протокола МИД;
Петр Нуровський, глава Национального олимпийского комитета;
Януш Куртика, историк, президент Института национальной памяти;
Анджей Пшевозник, историк, генеральный секретарь Рады охраны памяти борьбы и мученичества;
Януш Крупський, руководитель Управления по делам комбатантов и репрессированных;
14 депутатов Сейма и Сената;
восемь священников и капелланов, в частности и православный ординатор ЗС - архиепископ ПАПЦ;
представители Федерации катынских семей и других общественных организаций;
сопровождающие лица, работники бюро охраны;
восемь членов экипажа самолета.
 
Теория вероятности

Риск человека погибнуть на самолете оценивается как 1 до 52 600 000.
Риск пассажира самолета погибнуть в авиакатастрофе - 1 до 8 000 000.
45% аварий самолетов происходит в момент приземления.
По данным организации Avіatіon Safety Network.
 
Биография

Лех Александер Качинський

Президент Польши с 22 декабря 2005 г. до 10 апреля 2010 г.

Родился 18 июня 1949 г. в Варшаве в семье военных.

Школьником Лех снялся вместе со своим братом-близнецом Ярославом в популярном польском детском фильму-сказке "Двое, которые украли луну" (1962).

Изучал право в Варшавском университете. В дальнейшем, в 1971-1997 гг. - научный сотрудник Гданского университета. Кандидатскую диссертацию по трудовому праву защитил 1980 г., докторскую - 10 лет после этого.

В Гданске Качинський познакомился с економисткой Марией Мацкевич (1942 г. н.), с которой вступил в брак 1978 г.

В Гданске же начал участвовать в политической деятельности, став в ряды антикоммунистической оппозиции. В 1977 г. начал сотрудничать с оперативным бюро Комитета защиты рабочих, через год вошел в контакт со свободными профсоюзами, возглавляемым Лехом Валенсой. В августе 1980-го стал советником межзаводского забастовочного комитета. Был делегатом первого общенационального съезда движения "Солидарность". В период военного положения был интернирован.

После освобождения стал первым заместителем председателя профсоюза "Солидарность" (1990).

В 1989 г. Леха Качинського избрали членом сената, в 1991 г. - депутатом сейма по списку "Общественного соглашения "Центр". В 2000 г. стал министром юстиции в кабинете Ежи Бузека, фактически - популярнейшим членом правительства.

Осенью 2002 г. Лех Качинський победил на выборах мэра Варшавы, начав правление под лозунгами ликвидации коррупционных группировок. После чего приобрел достаточную популярность, чтобы выиграть президентские выборы 2005 г.

Представлял умеренных правых, патриотов, консерваторов, по сути - антироссийские силы. Был членом и почетным главой партии "Право и справедливость", которую возглавляет Ярослав Качинський (экс-глава правительства).

Лех и Мария Качинськие воспитали дочь Марту (1980 г. н.), жили с ней, ее мужем Петром, внучками Евой (2003) и Мартиной (2007).

Президентская семья известна любовью к животным - взяла из варшавского приюта кота по кличке Рудольф.

Качинськие погибли вместе с польской официальной делегацией в авиакатастрофе под Смоленском 10 апреля 2010 г.

Перевод: Антон Ефремов