Вулканические извержения в Исландии, из-за которых на этой неделе были отменены тысячи авиарейсов, возможно, продолжатся ещё несколько месяцев, из-за чего может нарушиться авиасообщение над Европой, так как вулканический пепел периодически накрывает оживлённейшие аэропорты континента.

С тех пор, как 14 апреля произошло извержение 1666-метрового вулкана Эйяфьядлайокюдль и закрылись удалённые друг от друга на тысячи миль авиатерминалы от Дублина до Москвы, не состоялось уже свыше двадцати тысяч авиарейсов.

 «Это может продлиться несколько месяцев, — предположила, давая интервью по телефону из Рейкьявика, геофизик из Исландского университета Сигрюн Хрейнсдоуттир (Sigrun Hreinsdottir). — Если судить по уже виденному нами, вулкан может извергнуться, потом затихнуть примерно за месяц, а потом, возможно, извергнуться снова».

Отмена авиарейсов обходится авиакомпаниям примерно в двести миллионов долларов ежедневно (оценка Международной ассоциации воздушного транспорта). На большей части территории Великобритании ограничения на авиаперелёты будут действовать по меньшей мере до семи часов вечера; по сообщению национальной службы воздушного сообщения, будет закрыт лондонский Хитроу — самый оживлённый аэропорт Европы.

«Учитывая последние данные, поступающие от метеорологов, национальная служба воздушного сообщения рекомендут продлить срок действия ограничений на авиаперелёты в воздушном пространстве Великобритании по меньшей мере до девятнадцати часов сего дня, а также возобновить аналогичные ограничения для шотландского и манчестерского воздушного пространства на тот же срок, — говорилось в сообщении, опубликованном на веб-сайте британского государственного органа. — Текущие прогнозы показывают, что всю субботу ситуация изменяется в худшую сторону».

Мелкая пыль

Авиакомпании в Азиатско-Тихоокеанском регионе отменяют авиарейсы в Европу; в австралийской Qantas Airways не знают, когда сообщение возобновится, а гонконгская Cathay Pacific Airways отменила все вылеты в Лондон, Париж, Франкфурт и Милан, а также отказалась принимать заказы на бронирование на ближайшие несколько дней.

Рейсы в Европу из Японии, Южной Кореи, Китая и Индии отменены из-за опасности, которую представляет рассеянный в воздухе пепел, а компании Air India и Singapore Airlines отменили часть рейсов в Северную Америку.

«На данном этапе крайне маловероятно, что в ближайшие дни всё вернётся в норму, — сказал сегодня на пресс-конференции представитель Qantas в Мельбурне Дэвид Эпштейн (David Epstein). — Может быть, это займёт целую неделю».

Рейсы отменяются из опасений, что облака пепла могут повредить двигателям самолётов или, например, датчикам скорости. Мельчайшая пыль образуется при взрыве из стеклоподобного материала, который, попав в турбину, может расплавиться и коагулировать, из-за чего она остановится. Об этом сообщила Сью Лафлин (Sue Loughlin), главный вулканолог Британской геологической службы.

Последний взрыв

В последний раз, не считая этого, Эйяфьядлайокюдль начал извергаться в декабре 1821 года, и это продлилось до января 1823 года. После нынешнего извержения пыль поднялась в воздух на семь километров (4,5 мили), о чём сообщила вулканолог из Исландского университета Гвюдрюн Ларсен (Gudrun Larsen). По её словам, прежде, чем выйти наружу, магма прошла через двухсотметровый слой льда.

«Мы не представляем, продлится ли это извержение так же долго, как длилось предыдущее, и исключать этого нельзя», — сказала Ларсен по телефону.

Некоторое утешение пассажиры могут извлечь для себя из розы ветров. 70 процентов всего времени над Британией дует западный и юго-западный ветер, который, по словам метеоролога из Британской метеорологической службы Барри Громметта (Barry Grommett), отнесёт пыль прочь от таких важнейших узлов, как лондонский Хитроу и амстердамский Схипхол.

Западные ветры


«Обычно погоду у нас определяет Атлантика, так что всё, что принесут нам исландские вулканы, сдует ветром, — сказал он по телефону. — С учётом розы ветров шлейф пепла будет отнесёт к северо-востоку от места извержения».

В эти выходные прогноз таков, что на севере Британии поднимется западный ветер и унесёт пепел из Шотландии, хотя противные ветры могут не дать ему улететь из Англии. Край пеплового облака, по данным метеорологов, может к шести часам утра по лондонскому времени достигнуть севера Италии и Румынии, а также границ Казахстана.

Направление ветра таково, что исландский аэропорт Кеблавик не закрыт, и вылеты в Северную Америку осуществляются в соответствии с расписанием.

Как сообщили вчера из промышленной группы «Международный совет аэропортов», пострадали аэропорты, обслуживающие в общей сложности два миллиона пассажиров и сорок восемь процентов всего авиасообщения Европы. Также сообщалось, что ситуация меняется «каждые несколько часов».

British Airways, отменившая все вылеты из Великобритании начиная с полудня 15 апреля, вчера вечером сообщила, что сегодня никаких вылетов из Лондона и прилётов в Лондон не будет. Вчера её акции рухнули на 3,1 процента; такого резкого падения не было с 12 февраля.

«Новая ситуация»

Крупнейшая малобюджетная авиакомпания в регионе Ryanair Holdings отменила все рейсы в и из Великобритании, Ирландии, скандинавских стран, Бельгии, Нидерландов, севера Франции и Германии до 13 чаов 19 апреля. В Дублине их акции упали на 2,5 процента, чего не случалось с 5 февраля.

«Это для нас новая ситуация, — сказал директор по аэрокосмонавтике, сетевому планированию и навигации в «Евроконтроле» Джо Султана (Joe Sultana) на пресс-конференции в Брюсселе. — Мы осознаём, какое экономическое воздействие это окажет на авиакомпании и на европейскую экономику, но — безопасность прежде всего».

Крупнейшая авиакомпания в регионе Air France-KLM Group отменила все рейсы из парижских терминалов Руаси—Шарль де Голль и Орли вплоть до восьми утра завтрашнего дня и попросила пассажиров не приезжать в эти аэропорты. Deutsche Lufthansa отменила все рейсы по Германии до полудня, о чём сообщил по телефону Ян Бервальде (Jan Baerwalde).

Сегодня Швейцария и Бельгия продлили закрытие своего воздушного пространства до восьми вечера по местному времени, о чём сообщило Agence France-Presse

Поток лавы

Извержение в Исландии началось 20 марта, когда поток лавы стёк по восточному склону вулканаа Эйяфьядлайокюдль, о чём сообщили из института изучения Земли при Исландском университете. После некоторой передышки, 14 апреля, произошло новое извержение, в этот раз — непосредственно под ледником, который покрывает большую часть горы.

«Проблема в том, что магма взаимодействует с ледником, и это приводит к взрывам, — пояснила Хрейнсдоуттир. — Из-за этого пыль взметается в воздух гораздо выше».

Исследователь из Итальянского государственного института вулканологии Майк Бёртон (Mike Burton), который изучал пепел, образовавшийся в результате последнего извержения, заявил, что он более опасен для самолётов, нежели пыль от обычного извержения.

«Похоже на то, что образование пепла будет продолжаться ещё долгое время после того, как растает весь лёд на вулкане, так как из магмы этого вида пыль может образовывать из без воды, — заявил Бёртон по телефону. — Мелкий пепел быстрее распространяется на большие расстояние и поднимается выше, так что для авиакомпаний это будет плохо».