Изменением потоков воздушных масс, которые сместились на cевер, очистило небо над Беларусью от облака вулканической пыли. В связи с этим в 9 утра воскресенья воздушное пространство Беларуси было полностью открыто для полетов самолетов.

Однако это не решило проблем значительной части пассажиров, так как самолеты из Беларуси не имеют возможности вылетать в те страны, аэропорты которых по-прежнему закрыты. А это фактически вся Европа.

Так, национальная авиакомпания «Белавиа» отменила на сегодня рейсы в Берлин, Франкфурт-на-Майне, Париж, Лондон, Киев и Ригу. Всего на информационном табло аэропорта значится «cancelled» напротив 12 воскресных рейсов шести авиакомпаний. Уже известно, что в понедельник самолеты не полетят в Варшаву и Вену. «Белавиа» прогнозирует сбои в расписании и на последующие дни.

Самолеты из минского аэропорта пока летают в Турцию, Египет, на Ближний Восток, в Россию, Закавказье и другие государства, пространство над которыми не затронуто вулканическим облаком.

Между тем, метеорологи и вулканологи все еще не могут дать точного прогноза, как долго сохранится неблагоприятная для авиаперевозок ситуация. По предварительным оценкам, облако вулканического пепла над Европой будет висеть до середины будущей недели.

В субботу геофизики отметили усиление активности исландского вулкана Эйяфьятлайокудль — густое темно-серое облако поднялось на высоту более 9 километров.

Некоторые метеорологи говорят, что извержение может прекратиться в течение нескольких дней, другие же опасаются, что нормальную работу авиатранспорта не удастся восстановить еще долго.

Несмотря на колоссальные убытки для авиакомпаний, которые по самым скромным оценкам могут составить 200 млн. долларов в день, регуляторы авиадвижения большинства стран Европы не спешат возвращать аэропорты к нормальному режиму работы. Наоборот, число стран, которые закрыли свое воздушное пространство или существенно ограничили коридоры его использования, лишь увеличивается.

В их числе Австрия, Бельгия, Болгария, Хорватия, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Нидерланды, Венгрия, Ирландия, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Швеция, Швейцария, Великобритания, Италия, Норвегия, Молдова и Германия. Сразу 14 аэропортов закрыла в воскресенье Испания.

Крупнейший кризис в истории европейских авиаперевозок затронул более 20 млн. пассажиров. Только в субботу было отменено более 17 тысяч рейсов. Большинство стран принимают меры по переориентированию пассажирских потоков на другие виды транспорта. Железные дороги вводят дополнительные поезда. Увеличивается количество междугородних и международных автобусов. Но на ситуацию это влияет не существенно.

Две авиакомпании, голландская KLM и немецкая Lufthansa, провели успешные тестовые полеты своих самолетов в небе Европы. KLM заявил, что полеты оказались успешными — самолеты не получили повреждений из-за вулканического пепла. Компания надеется, что в воскресенье семь ее самолетов смогут перелететь из Германии в Амстердам. Несколько самолетов Lufthansa осуществили полеты на высоте три тысячи метров, иногда поднимаясь до восьми тысяч, и без происшествий приземлились в аэропорту Франкфурта-на-Майне.

Руководители Lufthansa и второго крупнейшего авиаперевозчика Германии Air Berlin подвергли критике решение закрыть воздушное пространство над Германией.

«Воздушное пространство было закрыто исключительно на основании компьютерной реконструкции в исследовательском центре Vulcanic Ash Advisory в Лондоне, — сказал глава авиакомпании Air Berlin Йоахим Хунольд. — В Германии еще не поднялся в воздух ни один метеорологический воздушный шар, чтобы измерить, находится ли вулканический пепел в воздухе и сколько его».

Министр транспорта Германии Петер Рамзауэр сообщил, что исследовательский самолет Института атмосферной физики поднимется в воздух для анализа содержания вулканической пыли только в понедельник.

Lufthansa также выразила сомнение в необходимости полного запрета на полеты.

«Мы сегодня провели десять рейсов самолетов типа Boeing 747 и Airbus 340 из Мюнхена во Франкфурт. При этом наши машины находились на высоте до 24 тысяч футов, то есть, примерно на 8 тысяч метров выше, — сказал представитель концерна Клаус Вальтер. — Во Франкфурте наши машины были исследованы. На стеклах кабин, внешней обшивке и на двигателях они нашли лишь маленькие царапины. Поэтому мы в будущем выступаем за то, чтобы перед введением запрета на полеты были проведены соответствующие измерения».

Из-за невозможности авиаперелетов официальные делегации более 30 стран отменили поездку на похороны президента Польши Леха Качиньского и его супруги. Не смогли прибыть в Краков, в том числе, лидеры США, Германии, Франции, Италии, генсек НАТО, президент ЕС и глава Еврокомиссии.

Между тем, до Кракова успешно долетел президент России Дмитрий Медведев. Хотя в самой России сегодня в целом было отменено порядка 460 регулярных рейсов.

Опасения жителей Европы об угрозе вулканического пепла их здоровью, наконец, развеяла Всемирная организация здравоохранения. В воскресенье ВОЗ распространило сообщение о том, что концентрация пепла и высота его прохождения над землей не представляют угрозы для человека.

Зато пепел от исландского вулкана Эйяфьятлайокудль содержит опасные для скота соединения фтора, что может создать серьезные проблемы для европейских фермеров.

«Мельчайшие частицы пепла, которые выпали на юго-востоке Исландии и в небольших количествах были занесены в Европу, содержат большое количество флюорида (солей фторводородной или плавиковой кислоты), которые очень вредны для домашнего скота. Поэтому весь скот должен оставаться в помещениях и должен быть обеспечен свежей водой, но не дождевой», — сказала РИА Новости геофизик Метеослужбы Исландии Сигурлауг Хьялтадоттир.

Она отметила, что вулкан может выбрасывать и токсичные газы, которые, однако, угрожают лишь тем, кто находится в его окрестностях.

По словам Хьялтадоттир, жителям Европы вряд ли стоит опасаться за свое здоровье из-за облака вулканического пепла. Серьезную угрозу он может представлять только для жителей юга и юго-востока Исландии, где его «было так много, что день превращался в ночь».