Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Где деньги? - Какие деньги?

© коллаж ИноСМИКризис в Греции – конец утопии о Еврозоне?
Кризис в Греции – конец утопии о Еврозоне?
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Куда делись все эти деньги? Этот вопрос задают не только те, кто наблюдает со стороны и, как правило, о Греции знает немного, задают его и некоторые греки, потому что и у них может быть приукрашенное представление о греческой действительности. И, собственно, какие деньги? А здесь когда-то вообще были какие-то деньги? Правильный вопрос звучит так: куда делись все эти взятые в долг деньги?

Куда делись все эти деньги? Этот вопрос задают не только те, кто наблюдает со стороны и, как правило, о Греции знает немного, задают его и некоторые греки, потому что и у них может быть приукрашенное представление о греческой действительности. И, собственно, какие деньги? А здесь когда-то вообще были какие-то деньги? Правильный вопрос звучит так: куда делись все эти взятые в долг деньги?
 
В последние годы Греция все больше и больше зависела от иностранных кредитов. Проще говоря, из кредитов получилась дыра, а из дыры – колоссальный долг. Дефицит государственных средств был значительным в течение многих лет. Все становилось хуже и хуже по мере того, как долг увеличивался из-за процентов по предыдущим долгам. И проценты росли.
 
С 2004 по 2008 год долг рос по экспоненте, и теперь приближается к 300 миллиардам евро. Можно ли было этого избежать? «Конечно, - говорит двадцатичетырехлетний банкир, который предпочел скрыться за инициалами Д.П., поскольку тема слишком острая, - Но бывшее правительство наняло еще 100 тысяч работников в и без того сильно раздутый государственный сектор».

Почему? Здесь хватит двух слов: системная коррупция. На прошедшей недавно конференции о причинах кризиса бывший министр экономики и финансов Никос Кристодулакис (Nikos Christodoulakis), ныне профессор Афинского университета экономики, сказал, что «в 2009 году затраты на заработную плату общественного сектора возросли на 4,9 миллиарда евро». И это произошло из-за роста не размера зарплат, а количества госслужащих. Бывшее правительство, верное давней традиции, использовало взятые в долг средства для того, чтобы сохранить основанную на личных связях политику.
 
Прибавьте к этому растущее число пенсионеров, а это касается не только Греции, но и любой европейской страны. «Прекрасно, что продолжительность жизни увеличивается, но очень важно понять, что нынешняя пенсионная модель не может это выдержать. Ее надо придумать заново», - говорит Д.П.
 
Когда я замечаю, что 800 тысяч человек, работающих в государственном секторе, - это слишком много для такой маленькой страны, Д.П. качает головой. «Их может быть еще больше. Все зависит от того, кого считать государственным служащим. Например, сотрудники национального банка теоретически госслужащими не являются, потому что доля государства в банке только 0,3%. На практике они пользуются всеми привилегиями госслужащих. Это касается всех фирм, которые недавно были приватизированы и акции которых есть у государства», - говорит Д.П.

Еще одна составляющая системной коррупции – уклонение от налогов, и каждый год это обходится Греции в 15 миллиардов евро. В 2009 году размер налоговых поступлений, по сравнению с 2008 годом, сократился на 2,3 миллиарда. Почему? Из-за комбинации более мягких налогов для фирм, зарегистрированных в каком-нибудь налоговом раю, и более высоких налогов для физических лиц. Греческий благотворительный фонд экономических и промышленных исследований в открытом письме премьеру Георгиос Папандреу написал, что уклонения от налогов – это серьезная проблема, которая годами развивалась и подорвала основы греческой экономики.
 
И благодаря этому в понедельник премьер принял скорую отставку заместителя министра промышленности (на самом деле в отставку ушла Ангела Гереку, замминистра по туризму, - прим. ред.). Этим утром газеты сообщили, что ее супруг, некогда популярный певец, не заплатил 5,5 миллиона евро налогов.