Польша – наиболее значимый союзник Америки в Центральной и Восточной Европе и один из важнейших партнёров в Евросоюзе (ЕС). Польша была одним из основных участников войны в Ираке, ныне она занимает пятое место по степени участия в операциях в Афганистане и именно в Польше будет установлена пересмотренная американская система противоракетной обороны. Короче говоря, через 20 лет после окончания холодной войны Варшава стала одним из чистых доноров, обеспечивающих трансатлантическую безопасность. Однако если Польша остается преданным сторонником НАТО, её отношение к Соединённым Штатам Америки изменилось от безусловного одобрения до более контролируемой временной поддержки. Президентская кампания в Польше показала, что, возможно, следует ожидать ослабления традиционного атлантизма Варшавы.

Спад польского атлантизма

Ныне польский атлантизм уже не тот, что был прежде. Прошли те дни, когда поляки гордились своей ведущей ролью в войне в Ираке, вклад в которую вообще-то был на грани их возможности: ответственность за одну из оккупационных зон и содержание военного отряда численностью более трёх тысяч человек. В течение долгих лет Джордж Буш оставался самым популярным зарубежным лидером в Польше. И, однако, недавно отношение в США стало более сдержанным. К удивлению администрации Буша, поляки не подпрыгнули от радости в ответ на предложение разместить у себя систему противоракетной обороны США, и представили Вашингтону список условий. Польша сейчас больше ориентируется на упрочение отношений с ЕС и его ключевыми членами, чем с Соединёнными Штатами. Более того, президент Барак Обама в Польше даже менее популярен, чем в Западной Европе.

Что же подрывает атлантические настроения Польши? Можно отметить три важных фактора: опыт Ирака, политика администрации Обамы и потеря Америкой былого значения для Польши (и Центральной и Восточной Европы в целом). Приняв сторону администрации Буша в Ираке, Варшава заплатила дорогую экономическую и политическую цену своим европейским союзникам, большинство которых было против этой войны. Беспрецедентный вклад польской армии отнял ресурс, который в противном случае можно было бы направить на модернизацию польских вооруженных сил. В ответ Варшава не получила никаких контрактов, не получила либерализации визовой политики США, но лишь испортила свою репутацию в Европе, так же как и в глазах либеральной общественности самих Соединённых Штатов.

Варшава, по крайней мере, в период правления администрации Буша, имела чёткое ощущение, что Вашингтон всё это оценил. Более того, отмечалась определённая конвергенция во взглядах и в политике в областях, много значивших для Варшавы – самое важное, в вопросе о восточных соседях Польши. При нынешней администрации США ситуация изменилась. Европейская политика администрации Обамы открыто ориентирована на Западную Европу, особенно на Францию и Германию, в то время как на страны Центральной и Восточной Европы американская дипломатия не обращает должного внимания. Президент Обама за первый год своего пребывания в этой должности посетил Западную Европу шесть раз, но всё ещё только собирается с визитом в Польшу; его политика «перезагрузки» с Россией стала для поляков неожиданным ударом в спину.

Шесть лет членства Польши в Евросоюзе тоже способствовали снижению важности роли США, в то время как ЕС  пронизывает почти все аспекты польской экономической, социальной и политической жизни. К тому же объем европейских трансферов для Польши достиг 10 миллиардов евро (13 миллиардов долларов) ежегодно, тогда как американская помощь военной модернизации Польши составила всего 30 миллионов долларов и постоянно снижается. Однако, несмотря на некоторое охлаждение атлантизма Польши, она остаётся одной из наиболее проамерикански настроенных стран Европы.

Афганистан и польские выборы

До недавнего времени потери контингента польских войск в Афганистане были невелики. Однако кампания по выборам президента совпала с эскалацией наступления группировок Талибана на польские военные формирования, в результате чего за одну неделю погибло трое польских военнослужащих. Естественным образом встает вопрос о роли Польши в войне, и к этому вопросу привлёк внимание Бронислав Коморовский, кандидат от партии «Гражданская платформа» (PO), выигравший первый тур выборов. Он заявил, что Польша должна выйти из Афганистана в 2011 году (впрочем, позднее он назвал уже 2012 год). Соперник Коморовского Ярослав Качиньский, брат-близнец погибшего президента, считает, что этот вопрос не следует обсуждать в пылу предвыборной кампании.

Неясно, действительно ли Коморовский столь ярый сторонник снижения участия в войне или он просто отреагировал на народные настроения в Польше. Однако затрагивание темы национальной безопасности в политических целях и явный упадок проамериканского консенсуса, некогда преобладавшего в кругах политической элиты, стал новым явлением в польской политике. Такое развитие событий заставляет полагать, что выборы могут иметь большое значение для американо-польских отношений и, учитывая растущую роль Польши в ЕС, для трансатлантических отношений в целом.

Внешняя политика после выборов

Победа Коморовского укрепила бы внешнюю политику правительства PO, что, в свою очередь, привело бы к укреплению проевропейской позиции и к упрочению трёхстороннего франко-немецко-польского “Веймарского треугольника». Коморовский также, вероятно, будет поддерживать сближение с Россией. Отношения с Соединёнными Штатами будут по-прежнему занимать центральное место во внешней политике Варшавы, однако Вашингтону следует ожидать, что позиция Польши станет более жёсткой.

Если выиграет Качиньский, он вряд ли поменяет тон внешней политики Польши, по крайней мере, до парламентских выборов 2011 года. Однако он мог бы повлиять на формулировку приоритетов и на представление Польши в ЕС и в НАТО. В прошлом Качиньского рассматривали как национально-ориентированного политика, стремящегося противостоять ЕС, Германии и России. Во время предвыборной кампании он умерил свой тон, однако от его правления можно было бы ожидать более уверенной позиции в отношении России и ЕС при сохранении традиционной проамериканской позиции, включая продолжение участия в афганской войне.

Результаты выборов 4 июля прояснят ситуацию. Они не станут для польской внешней политики переломным моментом, но могут сыграть важную роль в развитии отношений Польши со своим заокеанским партнёром.

Марцин Заборовский – соавтор (вместе с Керри Логхурстом (Kerry Longhurst)) книги "The New Atlanticist: Poland’s Foreign and Security Policy" («Новый атлантист: внешняя политика и стратегия обеспечения безопасности Польши»), издательство Chatham House Paper, Лондон, 2007 год.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.