Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Штази» не опасалась, что из-за строительства Берлинской стены начнется война

© РИА Новости / Перейти в фотобанкПо ту и другую стороны "Берлинской стены"
По ту и другую стороны Берлинской стены
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда в 1961 году начала подниматься колючая проволока Берлинской стены, тайная полиция Восточной Германии быстро поняла, что Запад не собирается воевать из-за разделенного города. Это способствовало укоренению политики конфронтации и заметно сказалось на истории Холодной войны.

Когда в 1961 году начала подниматься колючая проволока Берлинской стены, тайная полиция Восточной Германии быстро поняла, что Запад не собирается воевать из-за разделенного города. Это способствовало укоренению политики конфронтации и заметно сказалось на истории Холодной войны.

Об этом говорят документы, обнародованные в пятницу, на 49-ю годовщину строительства Берлинской стены, ведомством, которое отвечает за архивы «Штази».

«Американцы в Западном Берлине должны будут показать, чего стоят их обещания», - писал 13 августа 1961 года агент «Штази».

Однако на следующий день настрой восточногерманской разведки изменился.

«Западные державы никогда не пойдут на риск войны из-за действий Германской Демократической Республики», - заявил, по сообщению «Штази», британский источник 14 августа.

Даниэла Мюнкель (Daniela Muenkel), руководитель проекта в Офисе федерального комиссара по архивам «Штази», заявила Reuters, что документы показывают, как быстро развеялись изначальные опасения разведки относительно возможной реакции Запада на строительство стены.

«Эти документы не переписывают историю Берлинской стены. Однако они показывают, как смотрела на строительство стены «Штази». До сих пор об этом нам было известно мало», - говорит Мюнкель, опубликовавшая в пятницу выдержки из документов в газете Berliner Zeitung.

Документы свидетельствуют о том, что восточногерманская и советская разведки были хорошо информированы о западногерманской политике, что давало им явное преимущества в напряженном противостоянии вокруг Берлина, утверждает Мюнкель.

По ее словам, та уверенность, которую чувствовала «Штази», опровергает популярный миф о том, что в 1961 году существовала непосредственная угроза войны.

«Мир не был на грани Третьей мировой, как об этом часто говорят», - пишет Мюнкель в Berliner Zeitung.

Документы также указывают на то, что «Штази» стремилась подчеркнуть свою организаторскую роль в строительстве Берлинской стены, чтобы укрепить свои позиции во властных структурах ГДР.

До сих пор о взглядах «Штази» на строительство стены было известно мало. В основном все сведения шли из источников, связанных с правившей в ГДР Социалистической единой партией.

По словам Мюнкель, документы, которые будут полностью опубликованы в следующем году, отражают центральную роль «Штази» в формировании политики ГДР в отношении стены.

«"Штази" убедила правительство ГДР, что оно может продолжать разделение Берлина, не боясь возмездия со стороны западных союзников», - подчеркивает Мюнкель.