Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сильная Европа и сильная Россия

© коллаж ИноСМИОтношения между Германией, Европейским Союзом и Россией
Отношения между Германией, Европейским Союзом и Россией
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Отношения между Германией, Европейским Союзом и Россией можно кратко выразить в пяти словах: мы зависим друг от друга. В наше время ни один из значимых вопросов не решается в одиночку, без сотрудничества. Вот почему мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы заботиться о наших отношениях, лелеять и развивать их наилучшими из доступных способов.

Отношения между Германией, Европейским Союзом и Россией можно кратко выразить в пяти словах: мы зависим друг от друга. В наше время ни один из значимых вопросов не решается в одиночку, без сотрудничества. Вот почему мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы заботиться о наших отношениях, лелеять и развивать их наилучшими из доступных способов.

Образ России в Европе зачастую не очень-то лестен и не очень-то соответствует действительности. У нас, в Германии, есть одна старая поговорка, которая звучит вот так: «Когда Россия кажется сильной, она не настолько сильна, как кажется. Когда Россия кажется слабой, она не настолько слаба, как кажется». У меня имеется такое ощущение,  что в настоящее время нам следует обратить внимание на вторую половину этого высказывания.
 
То, что недавние встречи на высшем уровне между ЕС и Россией прошли в конструктивном ключе и что развитие их отношений, судя по всему, обрело новый импульс — очень позитивный знак. Для ЕС Россия является исключительно важным партнером во всех основных областях — в области экономического сотрудничества, в области безопасности энергоснабжения, в области защиты окружающей среды и климата, а также в области защиты законности и правопорядка.

Поэтому очень хорошо, что ЕС и Россия, два главных партнера на нашем континенте, объединяются для сотрудничества, которое направлено на содействие модернизации и диверсификации российской экономики. Подобное «партнерство для модернизации»  представляет собой чрезвычайно конструктивный подход. При этом для обеих сторон очевидно, что в экономическом развитии России решающую роль должен играть частный сектор.

Одной из главных функций правительства должно стать обеспечение благосостояния общества. Оно должно защищать своих граждан и их свободы, включая свободу от нужды. Однако государство не должно быть слишком властным, поскольку это беспокоит предпринимателей. По этой причине нам необходима справедливая и свободная торговля в условиях здоровой конкуренции. Кроме того, нам следует остерегаться лавинообразного эффекта протекционизма. Открытие границ входит в глобальные интересы — особенно это интересно развивающимся странам.

Однако открытые рынки требуют регулирования. Поэтому очень правильно и очень важно, что у нас имеется Всемирная торговая организация, являющаяся столь необходимым инструментом регулирования и защиты свободной и справедливой международной торговли. Если бы на этой стадии Россия также присоединилась к ВТО, этот шаг был бы встречен очень тепло.

Взаимная зависимость также является очень важной составляющей российско-европейских отношений. ЕС нуждается в российской энергии, а Россия нуждается в ЕС как в покупателе, инвесторе и поставщике технологий. Эта взаимозависимость должна подстегнуть стороны к достижению взаимопонимания. Также она должна подтолкнуть Россию к тому, чтобы, наконец, принять и ратифицировать международную Энергетическую хартию — это стало бы важным шагом к укреплению доверия.

Вопросы увеличения эффективности использования энергии и энергосбережения предельно важны для российского правительства. Поэтому приятно сознавать, что в этой области исследований предприятия из стран-членов Европейского Союза являются превосходными потенциальными партнерами российских компаний во всем диапазоне от производства до сферы обслуживания — неважно, состоит ли цель в том, чтобы увеличить эффективность использования энергии в промышленном производстве или же добиться экономии энергии в частном секторе.

Сегодня, в большей степени, чем когда-либо, экономическое развитие, следующее за глобальным финансовым кризисом, сопровождается значительной неопределенностью. Поэтому представляется разумным не предпринимать действий, которые могли бы  усилить политический и административный контроль над экономической ситуацией, выходящий за пределы необходимой основы регулирования. Экономика должна быть способна обеспечить условия экономического роста компаний и получение ими прибыли в конкурентной среде. Непомерные и неоправданные бюрократические барьеры и преграды, которые мешают экономическому росту и внедрению инноваций, а также препятствуют торговле, экспансии и притоку инвестиции, должны быть разрушены.

Мы нуждаемся в более мощном экономическом росте и в большем количестве рабочих мест — это входит как в интересы России, так и в интересы ЕС. Крупнейшие препятствия, мешающие росту, должны быть разрушены, но, наряду с этим должны быть приняты меры, которые могли бы помочь ускорить рост и увеличить количество рабочих мест, в число которых входит и безвизовый режим для бизнесменов.

Я убежден, что более тесное сотрудничество и партнерство между ЕС и Россией жизненно важно для будущего Европы и всего мира. Мы должны сделать все необходимые выводы и установить такие отношения.

Вольфганг Клемент — бывший министр экономики и труда Германии. Данный комментарий представляет собой сокращенную версию его выступления перед членами Ассоциации европейского бизнеса (Association of European Businesses), состоявшегося 24 сентября в рамках Форума российского и европейского бизнеса (European and Russian Business Forum).