Европейский Союз должен начать трехсторонний диалог с Россией и Турцией по вопросам безопасности, чтобы положить конец всем скрытым конфликтам и добиться стабильности на своем восточном фланге, считает Европейский совет по международным отношениям (ECFR).

В опубликованном в пятницу докладе этот аналитический центр призывает страны ЕС взять на себя всю ответственность за сохранность собственных границ и принять, таким образом, эстафету у США, чье внимание сегодня сосредоточено на Афганистане, Иране и Китае.

В исследовании подчеркивается, что существующая система европейской безопасности не позволила избежать войны в Косове и недавнего конфликта в Грузии. Европа также оказалась не в состоянии предотвратить перебои с поставками природного газа или уладить унаследованные из прошлого конфликты на границах бывшего СССР.

Завтра президент Франции Николя Саркози примет в Довиле канцлера Германии Ангелу Меркель и президента России Дмитрия Медведева на саммите по сотрудничеству в области безопасности.

В докладе под названием «Иллюзия порядка и призрак многополярной Европы», авторами которого являются Марк Леонард (Mark Leonard) и Иван Крастев (Ivan Krastev), говорится, что «у саммита Меркель-Медведев-Саркози хорошая повестка дня, но плохие участники».

«Нам нужен неформальный диалог по европейской безопасности, который бы задействовал три столпа безопасности Европы: Турцию, Россию и ЕС», - продолжают они.

Этот новый формат не займет место существующих институтов, таких как Совет Россия-НАТО или Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), и вряд ли отразится на мучительном процессе переговоров по вступлению Турции в Евросоюз.

Тем не менее, он может помочь установить доверительные отношения и создать рамки для разрядки во многих потенциально взрывоопасных зонах, как, например, Приднестровье (сепаратистский регион Молдавии) или Нагорный Карабах (армянский анклав на территории Азербайджана).

Договор по европейской безопасности?

В докладе ECFR подчеркивается то, что условия для создания такого трехстороннего диалога в последнее время значительно улучшились.

НАТО откладывает вызвавшие бурное недовольство Москвы планы по принятию в альянс Грузии и Украины, США начинают «перезагрузку» отношений с Россией, а отношения Варшавы и Москвы также заметно потеплели, перечисляют авторы.

Остается лишь понять, решатся ли ведущие западноевропейские державы (Германия, Франция и Великобритания) доверить этот диалог Верховному представителю ЕС по международным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон (Catherine Ashton).

В то же время опрос 250 европейских экспертов по внешней политике и изучение национальных документов по европейской дипломатии указывают на растущую схожесть взглядов по рискам в области безопасности и отношениям с Россией.

В понимании авторов исследования, этот трехсторонний диалог (или, как они его называют, «триалог») должен прежде всего сосредоточиться на снижении напряженности, а также демилитаризации и поиске путей решения скрытых конфликтов.

В случае успеха европейские страны, возможно, с большей благосклонностью отнесутся к российскому предложению по созданию договора по безопасности в Европе, который должен стать кульминацией всего процесса.

Тем не менее, в настоящий момент США, а также большая часть европейских членов НАТО с подозрением рассматривают это предложение Медведева, которое в их глазах выглядит как стремление заполучить право вето на все операции НАТО в Европе.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.