Депутат партии "Право и Справедливость" (PiS) Артур Гурский (Artur Górski) направил премьер-министру Дональду Туску депутатский запрос с просьбой представить позицию правительства по поводу планов строительства магистрали для поездов на магнитной подушке между Москвой и Берлином через Польшу. "Такого рода инвестиция, если она будет реализована, станет беспрецедентным предприятием", - полагает Гурский. Он отмечает, что эта линия свяжет государство-члена ЕС с государством, находящимся вне его структур, а одновременно перережет Польшу. "Поэтому важно узнать позицию правительства по этому вопросу: следит ли оно за этими проектами, знает ли о них, намерено ли в них участвовать", - сказал нам Гурский, являющийся членом Комиссии администрации и внутренних дел Сейма. Депутат пишет в своем запросе: "… 20 сентября текущего года в первый день проходившей в Берлине выставки транспортных технологий InnoTrans президент РЖД Владимир Якунин выступил с докладом под заголовком «Германия и Россия. Экономическое сотрудничество и общественные вызовы». В своем выступлении он выразил заинтересованность строительством магистрали для поездов на магнитной подушке между Москвой и Берлином, проходящей через Минск и Варшаву. По его мнению, финансирование инвестиций может взять на себя российский концерн «Газпром», который  сможет совместить ее со строительством нового соединяющего обе страны трубопровода. По мнению участвовавшего в берлинской выставке президента компании The International Maglevboard Йоханнесса Клюшписса (Johannes Kluehspies) – организации, продвигающей строительство железных дорог для поездов на магнитной подушке в мире, - «разумеется, строительство такой железной дороги не могло бы происходить без согласия Польши»".

Депутат также добавляет, что вопрос "строительства проходящей через территорию Польши магистрали между Берлином и Москвой уже поднимался 13-15 июля в Екатеринбурге во время форума «Петербургский диалог» с участием канцлера Германии Ангелы Меркель и премьер-министра России Владимира Путина". По мнению Гурского, это может означать, что "Германия и Россия серьезно подходят к этому проекту и готовятся к его реализации".

Для России цена не имеет значения

С технической точки зрения поезда на магнитной подушке (которые называют также "маглев" от английского "magnetic levitation") – это дело отдаленного будущего, так как стоимость строительства такой железной дороги очень высока. В настоящее время существуют в основном тестовые линии, например, в Германии, а единственный коммерческий участок длиной около 30-40 километров находится в Китае и соединяет Шанхай с аэропортом.

"Обычный поезд едет ненамного медленнее, а стоит гораздо меньше. Поезд на магнитной подушке требует строительства специальных путей, которым к тому же нужен подогрев", - говорит эксперт по вопросам транспорта Михал Байм (Michał Beim) из Института имени Собеского. Однако принимая во внимание то, что к финансированию мог бы подключиться Газпром, цена не станет основным фактором. "Инвестором должна была бы стать компания, которая не жалуется на недостаток средств", - признает директор консалтинговой фирмы TOR Адриан Фургальский (Adrian Furgalski).

Депутат Гурский хочет знать, не будет ли новая железнодорожная ветка иметь экстерриториальный характер, будет ли она в полной мере доступна для польских пассажиров, и не будет ли она случайно служить каким-то иным целям помимо экономических. Гурский не одинок в своих сомнениях. "Есть опасения, что этот проект может быть реализован так же, как газовый договор, по которому сейчас идут переговоры", - считает профессор Менчислав Рыба (Mieczysław Ryba) – заведующий кафедрой истории политических систем XIX и XX века Католического университета города Люблин. Он напоминает, что этот договор обсуждается таким образом, что ЕС (а подразумевается, Германия), Газпром и Москва ведут переговоры о том, как должны выглядеть поставки газа в Польшу, а также транзит газа через польскую территорию в Западную Европу.

"Маглев" как труба в Балтийском море

"Планы этой инвестиции меня удивили, так как Германия некоторое время назад приостановила работы над такой железной дорогой", - говорит Фургальский. "Немцы, которые должны были строить у себя, отказались от этой идеи, я знаю, что японские попытки окончились неудачей", - вторит ему Юзеф Домбровский (Józef Dąbrowski) – депутат и глава Комиссии по транспорту и связи в 1997-2001 годах. По этой причине появляются предположения о политическом характере инвестиции. "Если принять во внимание экономический статус Германии и политику России, которая не смотрит на цену, когда можно реализовать политические цели, строительство железной дороги такого типа возможно. С экономической точки зрения газопровод "Северный поток" – очень затратная инвестиция, но политический интерес, который превыше всего, все же привел к тому, что Россия и Германия договорились", - отмечает Домбровский. Подобные сомнения высказывает министр инфраструктуры предыдущего правительства Ежи Полачек (Jerzy Polaczek). "Строительство железной дороги для поездов на магнитной подушке на таком длинном отрезке прежде всего имело бы политическое измерение. Польша не должна принимать в этом участие, если оно будет заключаться лишь в предоставлении своей территории", - предостерегает Полачек. Он поясняет, что с юридической точки зрения такая железнодорожная ветка не могла бы иметь экстерриториальный характер. По мнению профессора Рыбы, возможна иная ситуация, так как экстерриториальность не обязательно может иметь исключительно юридическую основу. "Если бы мы принимали участие в этом проекте в качестве субъекта, это бы могло быть выгодно. Но если бы это было что-то вроде экстерриториальной железной дороги, так, как Газпром стремится создать "экстерриториальные" (правда, в экономическом, а не в формально-юридическом смысле) газовые трубы, то это может привести к маргинализации Польши", - подчеркивает профессор. Он добавляет, что таким образом мы могли бы превратиться в экономическую область, об организации которой разговаривают между собой крупные страны.

Этих опасений не разделяет Фургальский. "Никакие экстерриториальные коридоры провести невозможно, и я  не думаю, чтобы к этому стремились. Как я понимаю, это не была бы дорога только для немцев и русских, Польша тоже была бы в нее включена размещением вокзалов или станций, а если анализ покажет, что это будет хороший бизнес, Польша должна этим заинтересоваться", - убеждает эксперт. Он добавляет, что необходимо оговорить, что другие пассажиры тоже получат право пользоваться этой магистралью. По его мнению, было бы недопустимо, чтобы Польша имела какие-то ограничения в доступе к ее инфраструктуре.

Кто позаботится о наших интересах?

Депутат Януш Пехочиньский (Janusz Piechociński), заместитель руководителя Комиссии по инфраструктуре Сейма, не верит в удачу предприятия из-за его стоимости, но добавляет, что в случае финансирования инвестиции государством, у проекта были бы определенные шансы. "По моему мнению, проект превосходит возможности финансирования. Он окупился бы не за полтора десятка, а за несколько десятков лет. Значит, либо правительства должны были бы взять на себя финансирование целиком, а сейчас это кажется, скорее, невозможным, либо должны были бы появиться какие-то иные обстоятельства, но это, видимо, отдаленная перспектива. Кроме того, такой вид транспорта в мире сейчас имеет смысл только для связи аэропорта с центром города", - полагает депутат.

Профессор Рыба считает, что такой проект при определенных обстоятельствах мог бы даже быть выгоден Польше, но при некоторых условиях. "Разумеется, каждый может сказать, что это необязательно будет противоречить нашим интересам, поскольку, как говорят специалисты, мы могли бы заработать состояние на транзите, и если бы правительство Дональда Туска хотело это использовать, у него есть для этого инструменты, так как Польша – транзитная страна", - говорит профессор.

Польская железнодорожная компания PKP Polskie Linie Kolejowe не исключает, что в будущем примет участие в инвестиции. "Такие крупные инвестиции, как строительство трансконтинентальной железнодорожной магистрали, потребуют международных согласований, касающихся, в частности, маршрута трассы и системы финансирования строительства. Я не могу исключать, что PKP подключится к инвестиционному процессу", - сообщил нам пресс-секретарь компании Кшиштоф Ланьцуцкий (Krzysztof Łańcucki).

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.