Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«Европа не должна зависеть от поставок российских энергоносителей»

Глава правительства Литвы прибыл в Испанию, чтобы способствовать проведению согласованной внешней политики в рамках Евросоюза. Необходимо искать альтернативные источники российской монополии, утверждает он

© коллаж ИноСМИгазпром литва
газпром литва
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Литва освободилась от советской оккупации через полвека и сейчас не хочет попадать в энергетическую зависимость от Москвы. Таков один из основных тезисов, с которыми приехал в Испанию премьер-министр Литвы Андрюс Кубилиус, который уже второй раз пытается уйти от зависимости от Москвы за последние двадцать лет.

Мадрид. Литва освободилась от советской оккупации через полвека и сейчас не хочет попадать в энергетическую зависимость от Москвы. Таков один из основных тезисов, с которыми приехал в Испанию премьер-министр Литвы Андрюс Кубилиус, который уже второй раз пытается уйти от зависимости от Москвы за последние двадцать лет. «Мы на 100% зависим от поставок российского газа и импортируем порядка 50% электричества», подчеркнул он вчера в Мадриде, незадолго до встречи с председателем правительства Испании Хосе Луисом Родригесом Сапатеро (José Luis Rodríguez Zapatero). «Нам необходимо стать гораздо более независимыми от этой монополии». «Решить вопрос может сама Европа, открывшая перед Литвой свои двери в 2004 году. «Евросоюз должен проводить гораздо более согласованную, солидарную и эффективную политику в энергетической области», заявляет он, предупреждая о том, что Прибалтика представляет собой «энергетический остров», не имеющий связи с остальными странами ЕС».

«Необходимо подумать об альтернативных источниках, которые сделают Европу независимой от российских поставок энергоносителей, создать внутренний газовый рынок, благодаря которому мы будем чувствовать себя более уверенно относительно российских поставок». При этом, как считает Кубилиус, Москва будет получать доход от «работы на реальном рынке вместо того, чтобы держать руку на вентиле, открывая и закрывая его по своему усмотрению». Закрытие в конце 2009 года Игналинской атомной электростанции в связи с проблемами безопасности поставило самую южную из прибалтийских республик в полную зависимость от бывшей метрополии, с которой, как утверждает премьер-министр, Литва поддерживает «хорошие отношения», хотя и подчеркивает при этом, что определенные решения Москвы не способствовали созданию лучшей атмосферы двусторонних отношений. «Иногда российские власти совершают ошибки, такие как, например, война с Грузией или резкая реакция Москвы на перенос памятника [Бронзовому Солдату – примечание переводчика]. Все это не создает благоприятных психологических условий», предупреждает Кубилиус, прогнозируя при этом, что у России вполне «благоприятные перспективы» стать партнером ЕС, если только она отойдет от националистических лозунгов, которые время от времени выдвигали её правящие круги, особенно в период президентства В.Путина. «Российское общество переживает болезненный этап привыкания к новой фазе, которую можно было бы назвать постимперской. Можно вспомнить, как тяжело переживала Франция потерю своих колоний в Северной Африке», отметил литовский премьер. «В подобных случаях националистические лозунги, восхваляющие славное прошлое, пользуются большой популярностью.

Но в любом случае я считаю, что время излечивает эти проблемы во многих европейских странах. Это может произойти и в России. И пусть это способствует её добрососедству с Евросоюзом». В Литве русскоязычная диаспора значительно меньше, чем в остальных двух прибалтийских странах: 6% по сравнению с 30% в Латвии и Эстонии. Отношения между русскими и литовцами нормальные. «Литовцы знают русский язык, и это облегчает деловую активность, торговлю и поездки». Это что касается внешних связей. Что касается внутреннего положения, то экономика страны все еще испытывает на себе последствия финансового кризиса 2008 года. «Наибольший спад промышленного производства Европы был отмечен в прибалтийских странах. У нас производство сократилось на 15%. Мы были первыми, кто предпринял весьма жесткие меры экономии, зато сейчас наблюдаем первые признаки возрождения». Благодаря этому мы уверенно идём по пути ввода в обращение евро.

Достижение этой цели намечено на 2014 год. «Это принесет стабильность в долгосрочном плане. Наша национальная валюта привязана к евро, вследствие чего Центробанк не смог прибегнуть к девальвации в период кризиса. Так что можно утверждать, что у нас фактически единая валюта, но пока что выгод от этого мы не получаем, и вполне естественно, что будем стремиться интегрироваться как можно раньше». Сокращение бюджетных ассигнований, благодаря которым удалось снизить дефицит бюджета до 12%, были весьма ощутимыми, признает премьер-министр, подчеркивая при этом, что до их представления на утверждение парламентом было подписано общенациональное соглашение с профсоюзами и предпринимателями. Таким образом, удалось избежать протестов, подобных тем, что вспыхнули в Греции.

«Литовцам пришлось столкнуться со многими трудностями за 20 лет независимости. Но они сильные и способны приспосабливаться к быстрым переменам. В XXI веке едущую роль будут играть те страны, которые не будут бояться этих перемен. Поэтому я настроен оптимистично. Он также оценивает в положительном свете будущее Европы, отвергая мрачные прогнозы относительно утери Евросоюзом своего веса в мире. «ЕС развивается от кризиса к кризису, превращаясь во все более эффективную и сплоченную организацию», говорит Кубилиус, признавая при этом, что мировая конкурентная борьба потребует «большей внутренней сплоченности ЕС с более прозрачным рынком, открытым для доступа товаров и услуг». И, возможно, с большим количеством членов: «Европе не следует сдерживать расширения. Было бы хорошо включить Балканы или такие восточные страны как Украина, Белоруссия или Молдавия». А что по поводу Турции? «Тоже, наверное, когда-нибудь».