Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Улыбаясь русскому медведю

© POOLПрезидент РФ Д.Медведев на церемонии встречи президентом Польши в Варшаве
Президент РФ Д.Медведев на церемонии встречи президентом Польши в Варшаве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Так что же принес визит российского президента Дмитрия Медведева в Польшу? Ничего, ответят вам представители консервативной оппозиции. Историческое сближение, по мнению правительства. Выгоду для обеих стран, но с рисками для Польши – так считают аналитики.

Так что же принес визит российского президента Дмитрия Медведева в Польшу? Ничего, ответят вам представители консервативной оппозиции. Историческое сближение, по мнению правительства. Выгоду для обеих стран, но с рисками для Польши – так считают аналитики.

«Хотя некоторые представляют визит Медведева как прорыв», в действительности он не принес никакого результата, заявил Ярослав Качиньский – лидер консервативной оппозиции, известный тем, что он, возглавляя польское правительство в 2006-2007 годах, проводил воинственную внешнюю политику.

Двухдневное пребывание г-на Медведева в Варшаве – это первый визит главы российского государства после посещения страны Владимиром Путиным в 2002 году – не привело к тому, чтобы российская сырая нефть вновь стала перекачиваться на литовский нефтеперерабатывающий завод, которым владеет контролируемая польским государством нефтяная фирма; остаются секретными файлы, связанные с массовым убийством по приказу Сталина польских солдат в ходе Второй мировой войны; обломки польского президентского самолета, потерпевшего крушение в апреле в России, остаются по-прежнему там, и никто не сказал ни слова о том, когда они будут возвращены в Польшу, подчеркнул г-н Качиньский.

В течение большей части восьмилетнего президентского срока г-на Путина, начавшегося в 2000 году, отношения между двумя странами были явно плохими. Россия была раздражена политикой Польши в области безопасности и ее попытками получить влияние в бывших советских республиках. В 2004 году тогдашний польский президент Александр Квасневский возглавил международные посреднические усилия, которые привели к повторным президентским выборам на Украине. Международные наблюдатели считали, что итоги первоначальных выборов были подтасованы в пользу того кандидата, которого поддерживала Москва.

Польша – первая из советских сателлитов покончившая в 1989 году с коммунизмом, - безуспешно пыталась в 2008 году добиться принятия для Украины и Грузии плана действия по членству в НАТО.

После нескольких лет соперничества в бывших советских республиках и споров по поводу согласия Польши на размещение на своей территории элементов американской военной инфраструктуры правительства России и Польши в 2008 году начали процесс осторожного потепления в отношениях между двумя странами. Г-н Путин воспользовался поражением Ярослава Качиньского на парламентских выборах в конце 2007 года и начал переговоры с премьер-министром Дональдом Туском, практически игнорируя при этом тогдашнего президента Леха Качиньского. Правительства двух стран обменялись дружественными жестами в течение последних двух лет, и г-н Туск накануне визита г-на Медведева заявил, что «диалог всегда лучше, чем молчание или скрытый конфликт».

Польский президент Бронислав Коморовский приветствовал этот визит и подчеркнул, что период «сильной засухи», наконец, закончился.

По мнению аналитиков, потепление в отношениях между двумя странами помогает обеим сторонам, так как прежний русофобский имидж Польши не помогал ей укрепить ее позиции в западных структурах, так как ее воинственная внешняя политика создавала препятствия для сотрудничества Российской Федерации с партнерами в Евросоюзе и НАТО.

«Для Польши это хорошо, так как страна может избавиться от своего русофобского имиджа, который Россия раньше использовала для оправдания того, почему не надо было слушать Польшу. Однако парадокс ситуации заключается в том, что речь для обеих стран в данном случае идет не о двусторонних отношениях, а об отношениях этих двух стран с Западом», - отметил Бартоломей Сенкевич, независимый эксперт по Восточной Европе и один из основателей польского Центра восточных исследований.

Главное различие во мнениях сейчас связано с тем, что обе страны имеют различные взгляды относительно структуры безопасности в Европе. Россия предлагает создать новые институты, тогда как Польша видит неиспользованный потенциал в существующих структурах, прежде всего НАТО, подчеркнул бывший министр иностранных дел Польши Адам Ротфельд, являющийся также сопредседателем польско-российского комитета по спорным историческим вопросам в отношениях между двумя странами.

Польша по-прежнему полагается на НАТО как на главного гаранта мира в Европе. Россия, считающая НАТО своим врагом, выступает за создание более широкой структуры. Польский президент заявил в понедельник, что приоритетом НАТО является безопасность членов Альянса, тогда как Россия может сотрудничать с НАТО в области противоракетной обороны в более отдаленный период времени, если это возможно. Однако Россия настаивает на том, чтобы быть полностью включенной в оборонные инициативы, а если этого не произойдет, то система НАТО может в 2020 году уменьшить оборонительные возможности России, «и это может привести к новой гонке вооружений», - подчеркнул г-н Медведев в интервью польскому еженедельнику Wprost.

Польша будет двигаться вместе с Россией по натянутому канату, и сближение может быть временным или неискренним, особенно в том случае, если Польша продолжит преследовать свою политику и будет настаивать на размещении большего количества американских солдат на своей территории. Соединенные Штаты сейчас имеют в Польше незаряженные ЗРК Patriot – «цветы в горшках», как их назвал один из польских чиновников, жалуясь на то, что эти ракеты бесполезны в тактическом плане, - и Россия не отреагировала на это размещение, так как незаряженное оружие не может причинить никакого вреда. Пока незаряженное.

«Сближение может не быть устойчивым даже если мы будем рассматривать только следующие два года, - отметила Лидия Шевцова, вице-президент фонда Карнеги (Carnegie Endowment for International Peace). – Ракеты Patriot могут быть поводом для того, чтобы вызвать недовольство российской элиты. И если Польша неожиданно решит продолжить иметь свои интересы в Белоруссии и на Украине, то это будет еще одним поводом».

В долгосрочной перспективе Польша может столкнуться  с сопротивлением России каждый раз, когда она будет пытаться преследовать свои интересы на востоке или приглашать американских солдат на те территории, которые раньше контролировала Москва.

«Российское государство и польское государство могут иметь великолепные отношения, если польское руководство будет согласно с ограничением суверенитета страны и не будет пытаться проводить такую политику, которая может вызвать раздражение или недовольство российской элиты. Это означает самоограничение и принятие правил игры Кремля», - подчеркнула г-жа Шевцова.

Высокопоставленный польский правительственный чиновник отметил в интервью, что Польша продолжает трезво оценивать Россию, но она не хочет быть изолированной Москвой. Вот почему она теперь пытается применить другой подход.

«У нас нет иллюзий относительно природы путинского режима, - отметил этот чиновник. – Но мы устали быть той страной, которая противостоит России. Россия является нашим вторым по значимости торговым партнером – мы можем больше потерять, (чем другие страны Евросоюза)».