Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Италия между российским газом и атомной энергией

Противоречивые инвестиции Eni и Enel: с одной стороны, строительство газопроводов и промышленных установок по регазификации сжиженного природного газа, с другой стороны, программа по строительству атомных электростанций. Либо атомная энергия, либо снабжение метаном могут не найти рынка сбыта

© РИА Новости / Перейти в фотобанкВвод в эксплуатацию магистрального газопровода "Касимовское ПХГ — КС Воскресенск" в Московской области
Ввод в эксплуатацию магистрального газопровода Касимовское ПХГ — КС Воскресенск в Московской области
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Газ или атомная энергия? Публикации WikiLeaks, касающиеся беспокойства американцев по поводу соглашений между Римом и Москвой о строительстве газопровода «Южный Поток» для транспортировки российского газа в Италию, вызвали споры о энергетической зависимости нашей страны от зарубежных стран и способах сдерживания такой зависимости.

РИМ — Газ или атомная энергия? Публикации WikiLeaks, касающиеся беспокойства американцев по поводу соглашений между Римом и Москвой о строительстве газопровода «Южный Поток» для транспортировки российского газа в Италию, вызвали споры о энергетической зависимости нашей страны от зарубежных стран и способах  сдерживания такой зависимости. Считается, что благодаря метану, который будет поступать в наше распоряжение, «Южный Поток» - это рычаг для уменьшения нашей энергетической зависимости. Но если заняться подсчетами, то мы получим парадоксальный результат: в поисках надежных источников снабжения энергией Италия рискует получить их слишком много, если только она не сумеет сделать трудный и деликатный выбор, программируя свои инвестиции.

В настоящее время Италия потребляет каждый год 320-330 тераватт электроэнергии (один тераватт равен миллиону мегаватт). Большая часть этой энергии поступает от электростанций на газе: каждый год мы импортируем 30-35 миллиардов кубических метров метана для снабжения этих электростанций. Правительство предлагает план строительства атомных электростанций. Если все из предполагаемых атомных станций (а их должно быть, по крайней мере, восемь) будут построены, при мощности каждой примерно в 12 тераватт в год, у нас будет сотня тераватт излишков. Пригодится эта сотня тераватт? Может, да, может, нет, возможно, и пригодится, но неизвестно, когда. Terna, компания, которая распределяет электроэнергию по Италии, подсчитала, что в 2020 году итальянцы будут потреблять от 370 до 410 тераватт. Многие считают эти прогнозы оптимистическими. Для оценки будущего потребления используются такие фундаментальные параметры, как темпы экономического развития и режим экономии, который может сделать использование энергии более эффективным. Основываясь на историческом опыте, Фонд щадящего экономического развития считает, что потребление в 400 тераватт может быть достигнуто только к 2030 году. Годовой рост итальянской экономики свыше 1,5% по оценке  Terna он рассматривает как  нереалистический. Национальное агентство Enea, которое очень много внимания уделяет эффективности, отдаляет достижение этого порога к 2050 году.

Предположим, беря среднюю оценку, что потребление в 400 тераваттт будет достигнуто к 2030 году, когда план строительства атомных электростанций в основном должен быть уже реализован. Мы будем по-прежнему производить 300 тераватт электроэнергии, как и сегодня (предполагая, что не будет бума в использовании возобновляемых источников энергии), и 100 тераватт за счет атомных электростанций. На первый взгляд все хорошо. Однако, нужно разъяснить ситуацию тем, кто в настоящий момент инвестирует или подумывает об инвестициях в «Южный Поток» и в другие инфраструктуры, проектируемые для доставки большего количества газа в Италию. Причем все делается с размахом, увеличивается число  газопроводов и регазификаторов. Если все проекты успешно завершатся, у Италии будет целое море метана.

Начнем с промышленных установок по регазификации сжиженного природного газа: Ровиго (Edison) — 8 миллиардов кубических метров; Ливорно (Iren e немецкая компания E. On) — 3,7 - 4,7 миллиардов кубических метров; Порт-Эмпедокле (Enel ) - 8 миллиардов кубических метров; Триест (Gaz Natural ) - 8 миллиардов кубических метров; Панигалья (Eni ) - 8 миллиардов кубических метров. Только в регазификаторах у нас примерно 35 миллиардов кубических метров газа, не считая новых запрограммированных установок, на строительство которых уже получено разрешение.

К тому же есть еще и проекты строительства газопроводов: газопровода Galsi (из Алжира, Sonatrach, Enel), 8 миллиардов кубических метров, газопровода Турция-Греция-Италия (Edison ), 11 миллиардов кубических метров и, наконец, гигантский газопровод «Южный Поток» (Eni-Газпром-Edf ), который должен доставлять 60 миллиардов кубических метров метана, даже если только 20-25 миллиардов из них предназначено Италии, то есть примерно 70-80 миллиардов кубических метров газа могут поставляться в ближайшие годы в нашу страну.

Не все проекты осуществятся. Некоторые из них заменят теперешние источники снабжения газом. Метан используется в промышленности и для обогрева домов. Приведенные цифры относятся к максимальному потенциалу установок: регазификаторы и газопроводы могут использоваться не на полную мощность, но существует минимум, ниже которого их эксплуатация становится нерентабельной. Таким образом, учитывая все эти факторы и зная, что для производства 100 тераватт электричества достаточно 16 миллардов кубических метров метана, мы приходим к выводу, что столкновение интересов в производстве атомной энергии и строительстве газопроводов и регазификаторов становится неизбежным. Италия нуждается в 100 тераваттах электроэнергии, а ей предлагаются 200: 100 от атомных электростанций и, по крайней мере, столько же от газа. Выбор будет нелегким, а отказ от планов болезненным, но неизбежным, идет ли речь о регазификаторах, «Южном Потоке» и других газопроводах и атомных электростанциях. В противном случае либо метан, либо атомная энергия окажутся излишними на энергетическом рынке,  а этот удар вовлеченные в их производство предприятия могут не выдержать.

На кон ставятся огромные интересы. Enel, которая собирается ввязаться в атомную авантюру, должна решать уже сейчас, вкладывать ли 50 миллиардов евро в реализацию атомных электростанций, которые войдут в строй через 10-20 лет. Но и газовые инфраструктуры стоят немало: только на строительство «Южного Потока» по официальным оценкам Eni  и Газпрома затраты превысят 15 миллиардов евро. По оценкам других экспертов, ввиду того, что большая часть газопровода должна пройти по дну моря, затраты могут колебаться от 19 до 24 миллиардов евро, что почти в три раза превышает затраты на конкурирующий наземный газопровод Nabucco. Газовая промышленность весьма затратная. Достаточно сказать, что в газовом секторе Eni затрачивает на производство больше 30 миллиардов евро в год.