Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

После Пекина и Рима стратегическое соглашение с Москвой

© РИА Новости / Перейти в фотобанкМИД России Сергей Лавров провел ряд встреч в Нью-Йорке
МИД России Сергей Лавров провел ряд встреч в Нью-Йорке
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После Китая и Италии, у Сербии должен появиться еще один стратегический партнер - Россия. Об этом несколько дней назад в Москве договорились министры иностранных дел России и Сербии Сергей Лавров и Вук Еремич. Они объявили, что соглашение в первой половине следующего года должны подписать президенты Борис Тадич и Дмитрий Медведев.

После Китая и Италии, у Сербии должен появиться еще один стратегический партнер - Россия. Об этом несколько дней назад в Москве договорились министры иностранных дел России и Сербии Сергей Лавров и Вук Еремич. Они объявили, что соглашение в первой половине следующего года должны подписать президенты Борис Тадич и Дмитрий Медведев. Другое стратегическое соглашение ожидается с Францией. Соответствующая договоренность была достигнута еще в середине 2009 года, во время визита Тадича в Париж. Тогда президент Николя Саркози предложил, чтобы соглашение было подписано в Белграде. Однако с тех пор президент Франции так и не приехал в Сербию, хотя такой визит и был запланирован.

В чем состоит интерес Сербии, а какова выгода страны, подписывающей стратегическое соглашение с Белградом? Поскольку речь идет о государствах, которые в экономическом, военном и политическом смысле мощнее Сербии, для нас, по словам источников «Политики», близких к правительству, само по себе очень важно иметь соглашения с наиболее влиятельными странами в мире. Это также показывает высокий уровень политических отношений. Очень важны и экономические последствия, которые, как правило, влекут за собой такие соглашения.

Когда речь идет о Китае, сообщает наш источник, для этой страны соглашение с Сербией является значительным потому, что таким образом она получает доступ к стране-кандидатке на вступление в ЕС и, следовательно, выход на европейский рынок. С другой стороны, они таким образом подтверждают высокий уровень политических отношений, которые они имеют с Сербией. Есть здесь и немного старых заслуг Белграда в Движении неприсоединения, по которому его до сих пор помнят многие в мире.

По словам президента Тадича, стратегическое партнерство не означает, что Сербия является глобальным стратегическим партнером, а стратегическим партнером в регионе. Подписанием этих соглашений , по его словам, был поднят уровень международного доверия и легитимности Сербии в международном сообществе.

Соглашение о стратегическом партнерстве между Сербией и Китаем в августе 2009 года удивило многих в мире. Наряду с Сербией такой договор Китай имеет только с Россией, Америкой, Бразилией и Южной Африкой. На Западе это объясняют тем, что Китай заинтересован часть своих крупных валютных резервов инвестировать в Европу, но поскольку вложение в ЕС довольно проблематично, Пекин ищет небольших партнеров. Цель Китая, согласно таким пояснениям, показать инвестициями в эти страны, что он - надежный партнер, который позже сможет инвестировать в ЕС, и именно поэтому Сербия важна для Китая.

Когда речь идет об ожидаемом партнерстве с Россией, по словам директора по исследованиям Фонда ISAK Жарка Петровича, «русский столб» внешней политики Сербии становится все сильнее.

«Наиболее заметным аспектом двусторонних отношений, в дополнение к строительству «Южного потока» и сотрудничестве в энергетической сфере в целом, является общее видение проблемы статуса автономной провинции Косово и Метохии. Этот вопрос повлек за собой и другие вопросы, важные с точки зрения международного права и международных отношений. Например, с момента конфликта в Грузии 2008 года Сербия ни разу не поддержала позицию Европейского Союза на заседаниях Постоянного совета ОБСЕ. Кроме того, Сербия проголосовала против резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу о праве беженцев (ВПЛ) на возвращение в Абхазию», - напоминает Петрович.

Сербия также с «симпатией», точнее с «пониманием» относится к инициативе президента России Дмитрия Медведева о заключению нового Договора o безопасности в Европе. Эти скоординированные позиции, считает Петрович, говорят о том, что существует четкое понимание и даже стратегии совместных выступлений на международной сцене между властями Сербии и России, как по вопросу статуса Косова, так и по другим международным вопросам. Петрович предупреждает, что Сербия должна осторожно следить за тем, до какой степени это сотрудничество приносит ей пользу.

«В докладе о продвижении за 2008 год Европейская комиссия ясно дала понять, что в реализации нефтегазового соглашения с Россией Сербия как страна, которая находится на пути к ЕС, должна следить, чтобы соблюдались положения Договора о энергетическом союзе. Это четкий сигнал, что Европа ожидает от Сербии поведения в соответствии с правилами клуба, в который желает вступить, то есть он не против сотрудничества с Россией до тех пор, пока оно в рамках европейской политики», - сказал Петрович.

Он считает, что лучшей формой сотрудничества между Сербией и Россией было бы «практическое - двустороннее сотрудничество», которое бы не поставило под угрозу европейскую перспективу Сербии. По его словам на руководстве Сербии лежит ответственность принимать инициативы России только, если они не наносят вреда европейской интеграции Сербии.