Опубликованный на этой неделе официальный отчет России по прошлогодней авиакатастрофе прямо возлагает вину на польских официальных лиц, и это может нивелировать то хорошее, что было достигнуто на пути сближения России и Польши.

Ошибка пилота и давление на них с целью совершить необдуманную посадку со стороны подвыпившего главнокомандующего ВВС Польши, согласно отчету по этой трагедии российского Межгосударственного авиационного комитета, стали причинами аварии польского военного самолета (Так в оригинале. На самом деле, конечно, Ту-154 – самолет гражданской авиации, прим. ред.) в апреле прошлого года, которая унесла жизни президента Леха Качиньского и еще 95 человек. Они направлялись на встречу, которая должна была закрепить российско-польское урегулирование.

Авария, происшедшая в годовщину массового расстрела польских офицеров перед Второй мировой войной, оказала неожиданное воздействие на процесс улучшения отношений между двумя историческими противниками, когда обе стороны собрались, чтобы почтить память жертв и обязались провести полное и объективное расследование причин трагедии.

Но выводы официально 200-страничного отчета, представленные в среду на пресс-конференции в Москве, могут негативно отразиться на этой доброй воле. Возложение вины за аварию на польских официальных лиц, а также предположение, что польское политическое давление могло спровоцировать пилота на то, чтобы попытаться сесть – эти моменты в отчете вызвали гнев у многих поляков, которые по-прежнему верят в конспирологическую версию о том, что катастрофу могли устроить российские спецслужбы.

Премьер-министр Дональд Туск на сегодняшней пресс-конференции назвал отчет "неполным". "Если я в чем и убежден, так это в политическом контексте российского расследования", - заявил он журналистам в Варшаве.

У польского командующего ВВС было 0,6 промилле алкоголя в крови

Следствие пришло к выводу, что польскому экипажу лайнера Ту-154 не хватало квалификации, что он принимал неверные решения во время полета, а также подвергался давлению со стороны высокопоставленных пассажиров, которые были полны решимости приземлиться, несмотря на опасные погодные условия и не следуя советам диспетчеров наземных служб, с целью успеть на совместную российско-польскую церемонию в честь 60-ой годовщины (Так в оригинале. На самом деле 70-ой годовщины, прим. переводчика.) расстрела в Катыни.

"Техническая комиссия установила, что серьезные организационные недостатки, слабая подготовка пилотов и несоответствующая организации конкретно этого важного рейса… привели к катастрофе", - гласит отчет.

Главный следователь Татьяна Анодина заявила, что польский командующий ВВС генерал Анджей Бласик – уровень алкоголя в крови которого составлял 0,6 промилле, чего вполне достаточно для ослабления способности логически мыслить, а также польский начальник протокола Мариуш Казана, находились в кабине пилотов и вели шутливую беседу с экипажем, когда самолет подлетал к Смоленску. Присутствие двух официальных лиц в кабине "оказывало психологическое воздействие на решение пилота пойти на неоправданный риск и продолжать снижение с непреодолимым желанием приземлиться любыми средствами", - заявила г-жа Адонина.

Польская политическая оппозиция, которая обвиняет г-на Туска в том, что он во главу угла в этом деле ставит улучшение отношений с Россией, резко критикует отчет как пристрастный и намеренно оскорбительный для Польши. "Это все результаты решения, принятого Дональдом Туском, о том, чтобы передать расследование русским", Ярослав Качиньский, лидер партии "Право и справедливость" и брат-близнец погибшего в катастрофе президента, заявил журналистам в Варшаве. "Сегодня мы видим последствия этого решения в виде доклала, который возлагает всю вину в одностороннем порядке на польский экипаж и Польшу без каких-либо доказательств.

Г-н Качиньский назвал отчет "насмешкой над Польшей".

Россия встает на защиту своих выводов

Но российские авиаэксперты встают на защиту выводов отчета, которые, как они говорят, были полностью пересмотрены, чтобы принять во внимание польские замечания и возражения после того, как предварительные выводы о вине пилота были сделаны в прошлом году.

"Просто нет никаких причин не доверять этому отчету, который включает мнократный анализ последних тридцати минут переговоров в кабине, сделанный ведущими специалистами", - говорит Роман Гусаров, редактор онлайн-издания Aviation.ru. "Нет никаких технических деталей, которые не были бы тщательно изучены".

Реагируя на бурю споров, и некоторые стойкие конспирологические теории, озвученные польской прессой в четверг, российский министр иностранных дел Сергей Лавров призвал поляков "не спекулировать на катастрофе".

"Эмоции накалены, и если эти эмоции смешивать с политикой, всегда получается горючая смесь", - говорит Дмитрий Тренин, директор московского Карнеги-центра. "Очень печально, что после сближения в связи с этой трагедией теперь кое-кто идет своим отдельным путем".

"Но это совсем не значит, что надо предрекать конец попыткам урегулирования между Россией и Польшей, и возможно России стоит в этом случае взять инициативу на себя", с тем, чтобы вернуть их в нужное русло, - говорит он.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.