БЕРЛИН — В том, что 10 апреля прошлого года польский президентский самолет, на борту которого был глава государства Лех Качиньский и еще 95 человек, разбился при заходе на посадку в аэропорту Смоленска, виноваты российские авиадиспетчеры и их военное начальство в Москве, которое давало инструкции. Таково заключение польской комиссии, которая расследовала обстоятельства катастрофы, в результате которой погибли Качиньский, его жена Мария и все другие пассажиры самолета Туполев-154. Таким образом, России предъявлены тяжкие обвинения, граничащие с обвинением в непреднамеренном кровопролитии. Такова реакция Варшавы на российский доклад , опубликованный на днях, в котором ответственными за катастрофу возлагалась на польских пилотов. Трения между Россией и самым важным членом  Восточной Европы в Европейском союзе и членом  НАТО опять нарастают, подрывая потепление в отношениях, наметившееся в прошлом октябре, когда глава Российской Федерации Дмитрий Медведев приехал с визитом в польскую столицу. Он признал ответственность СССР во главе со Сталиным за катынский расстрел.

В Катыни после совместной агрессии нацистской Германии и СССР, возглавляемым Сталиным, против Польши в сентябре 1939 года, которая положила начало Второй мировой войне, НКВД, секретная советская полиция, уничтожила выстрелами в затылок 22 тысячи офицеров польских вооруженных сил, военную и не только военную элиту страны. Именно для того, чтобы воздать почести погибшим на месте массового расстрела, тогдашний глава государства национал-консерватор Лех Качиньский летел в Россию. Несмотря на очень плохие погодные условия Ту-154 четырежды пытался приземлиться. В последний раз он задел за верхушки деревьев, загорелся и упал.

«Российские авиадиспетчеры находились в ситуации высокого стресса», - заявила польская комиссия, занимавшаяся расследованием под руководством министра иностранных дел Ержи Миллера. Первый польский самолет приземлился в Смоленске, очень сильно рискуя. Второй самолет, летевший из Варшавы, отказался там приземляться и ушел на запасной аэродром. Согласно польскому расследованию, авиадиспетчеры сначала сказали пилотам самолета Качиньского, что приземление невозможно, а потом дали разрешение. Но самое плохое, согласно все тому же докладу из Варшавы, что они дали ошибочные указания по поводу местонахождения самолета в фазе приземления. Туполев летел, по крайней мере, на 130 м выше указанного и на 80 метров ушел вбок за взлетную полосу, а авиадиспетчеры сказали, что положение правильное. По мнению польских следователей, самая тяжкая ответственность ложится на военных руководителей из Москвы, которые отдавали приказы изнуренным диспетчерам Смоленска.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.