В рамках сотрудничества между Россией и Европейским Союзом возникла еще одна традиция. Встреча между российским правительством и Европейской комиссией с участием большинства российских министров и европейских комиссаров, проходившая в Брюсселе, стала четвертым событием в этом формате (до этого такие встречи проходили в Москве в 2004 и 2009 годах, и в Брюсселе в 2005 году).

Я думаю, мы с полным правом можем назвать эту встречу совместным заседанием наших руководителей. Помимо традиционного пленарного совещания под председательством российского премьер-министра Владимира Путина и главы Европейской комиссии Жозе Мануэля Баррозу, в Брюсселе в этот день пройдет ряд встреч в более узком составе и двусторонних переговоров.

Бесспорное дополнительное преимущество этого формата состоит в том, что он позволяет детально обсудить практически все представляющие взаимный интерес вопросы между чиновниками, напрямую ответственными за подготовку и принятие политических решений, выработку стратегических ориентиров и поиск новых направлений для взаимодействия. Таким образом, его можно считать необходимым и ценным элементом архитектуры сотрудничества между Россией и ЕС, согласующим повестку десятка диалогов, идущих в отдельных секторах, регулярных встреч на министерском уровне в формате Постоянного совета партнерства в его различных конфигурациях и, разумеется, проходящих два раза в год саммитов.

На сей раз обсуждались пять основных тематических блоков – торговля и экономика, промышленность и инновации, энергетика, правосудие и внутренние дела и международные вопросы. Очевидным образом, основное внимание будет направлено на два одинаково приоритетных проекта: инициативу «Партнерство для модернизации» и продолжающиеся переговоры по новому базовому соглашению Россия-ЕС. Встреча предоставит хорошую возможность обсудить практические шаги в контексте осуществления рабочего плана «Партнерства для модернизации», одобренного в прошлом декабре на саммите Россия-ЕС.

Как глава российской делегации на переговорах по новому базовому соглашению я надеюсь, что сегодняшняя встреча придаст переговорам необходимый импульс. Они продвигаются вполне неплохо, но им, как и всякому бюрократическому процессу, необходимо время от времени получать политическую встряску, чтобы не растянуться во времени на неопределенный срок. При этом я хочу еще раз подчеркнуть свою позицию -разделяемую, кстати, и нашими европейскими партнерами, - которая состоит в том, что главное – это качество будущего соглашения, а не скорость переговоров и не некие искусственно установленные сроки.

Высоко на повестке дня будут стоять также совместные усилия по ускорению перехода к безвизовому режиму и вопросы энергетического сотрудничества. Либерализация и итоговая отмена визового режима с Евросоюзом в настоящий момент остается одним из наших основных приоритетов. Лично я убежден, что в современной Европе визы – это анахронизм. Более того, я полагаю, что, если не отменить ненужные и устаревшие ограничения на передвижение людей по Европе, это помешает созданию более тесных связей между нашими обществами и функционирующего общего экономического пространства. К тому же, большинство россиян считают визовую либерализацию своего рода мерилом стратегического партнерства между Россией и ЕС. Цифры говорят сами за себя: каждый год документы на российские и шенгенские визы подают, соответственно 1,5 миллиона граждан Евросоюза и 2,5 миллиона российских граждан.

Энергетика по-прежнему остается двойственной сферой, изобилующей как возможностями, так и проблемами. Мы пытаемся найти приемлемый баланс между сотрудничеством и конкуренцией. Наше взаимодействие в этой области нельзя ограничивать исключительно вопросами надежности поставок и транзита или стабильности спроса. Европейская энергетическая безопасность также охватывает такие вопросы, как последствия принятия Евросоюзом «Третьего энергетического пакета» для иностранных компаний, действующих в странах-членах ЕС, и выработка прозрачных и недискриминационных правил для иностранных – в том числе российских – инвестиций в европейскую энергетическую инфраструктуру.

Наконец, я должен отметить, что сегодняшнее мероприятие стало первой встречей в таком формате после вступления в силу Лиссабонского договора и последовавшего за ним создания новых европейских структур, одна из основных задач которых – упорядочить и сделать более эффективными отношения Евросоюза с его ключевыми партнерами. Это придает встрече дополнительное стратегическое значение. Я уверен, что она может стать не только важной вехой, но и основой для более прочного и сбалансированного стратегического партнерства.

Владимир Чижов - постоянный представитель Российской Федерации при ЕС.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.