Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Разные места, разные стандарты

© AFP PHOTO / JOHANNA LEGUERREевропейский суд по правам человека в страсбурге
европейский суд по правам человека в страсбурге
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Я дважды – в 2006 и 2007 годах – призывала европейских политиков на страницах New Europe покончить с вопиющим применением двойных стандартов в отношении нарушений прав человека в различных странах. Более того, даже Европарламент порой занимает избирательную позицию в этих вопросах.

Я дважды – в 2006 и 2007 годах – призывала европейских политиков на страницах New Europe покончить с вопиющим применением двойных стандартов в отношении нарушений прав человека в различных странах. Более того, даже Европарламент порой занимает избирательную позицию в этих вопросах. В некоторых случаях он подает четкие сигналы по конкретным проблемам прав человека, а в некоторых предпочитает этого не делать.

Последние события со все большей настойчивостью требуют дальнейшего расследования этой проблемы и ответа на вопрос о том, виновен ли Евросоюз в непрекращающемся применении двойных стандартов в этой области.

В наши дни столкновения между полицией и гражданскими  демонстрантами происходят все чаще. И в нынешнем политическом климате нет абсолютно никаких указаний на то, что такие протесты в скором времени утихнут.

Вот почему я считаю, что мы как члены Европарламента должны подать четкий сигнал о том, что ни Европейский Союз, ни любая другая страна не потерпят жестокости со стороны  правоохранительных органов, чрезмерного применения силы и жестокого, бесчеловечного и унизительного обращения с людьми.

Полиция и прочие органы обеспечения закона и порядка обязаны заниматься вопросами беспорядков и гражданского неповиновения, не нарушая фундаментальные права человека, начиная с права на свободное собрание – в данном случае, на проведение мирных протестов.

Я очень хорошо знаю восточноевропейский регион. В связи с этим давайте в качестве  примера рассмотрим реакцию комитета по иностранным делам Европарламента на различные случаи применения силы против демонстрантов в четырех бывших советских республиках, а именно, в Эстонии, Грузии, Белоруссии и России.

В резолюции Европарламента от 9 июня 2011 года по поводу саммита Россия-ЕС мы читаем: «[Парламент] сожалеет, что вопреки обязательствам России как члена Совета Европы по соблюдению свободы собраний, мирные манифестации граждан по-прежнему запрещаются и разгоняются с применением силы…»

Ранее, из резолюции Европарламента от 12 января 2011 года о ситуации в Белоруссии мы узнали, что этот институт «осуждает применение жестокой силы полицией и службой КГБ против демонстрантов в день выборов…»

Давайте сравним эти предложения с формулировками, которые Европарламент использовал в своей резолюции от 24 мая 2007 года по Эстонии: «Были случаи, когда полиция применяла силу в крайних ситуациях, и эстонский председатель суда справедливости не нашел в действиях полиции никаких нарушений … [Парламент] выражает свою поддержку и солидарность с демократически избранным правительством Эстонии в его усилиях по обеспечению порядка, стабильности и власти закона для всех жителей Эстонии».

Формулировки в этой последней резолюции заметно мягче, чем в других, касающихся аналогичных ситуаций в соседних странах, которые не являются членами ЕС. Похоже, Европарламент боится высказываться откровенно и осуждать насилие эстонской полиции в отношении демонстрантов, которые выступали против сноса памятника Советской Армии времен Второй мировой войны в Таллине, хотя это насилие вызвало осуждение со стороны  целого ряда правозащитных организаций, в том числе, Хельсинкской федерации по правам человека и Европейской сети против расизма.

Случаи жестокости полиции задокументированы в телепередачах и на кадрах записей с мобильных телефонов. Согласно имеющейся информации, людей избивали дубинками, а после ареста и отправки в центр временного содержания в порту Таллина снова били и жестоко обращались с ними.

Недавно, 19 апреля 2011 года Европейский комитет по предотвращению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП) опубликовал доклад по этому вопросу, основываясь на визите своих представителей в эту страну и на результатах их расследования. В докладе звучит следующий вывод: «Собранная во время визита информация показала, что многим из людей, задержанных полицией в связи с событиями апреля 2007 года в Таллине, не были обеспечены элементарные гарантии защиты … с того самого момента, как их лишили свободы».

По состоянию на 14 сентября 2010 года к рассмотрению приняты семь заявлений в Европейский суд по правам человека, и все они ждут судебного решения.

Можно сказать, что разница в отношении Европарламента к России и Белоруссии с одной стороны, и к Эстонии с другой заключается в том простом факте, что последняя является  членом «клуба» стран, входящих в ЕС.

Фактически можно утверждать, что членство в ЕС это один из лучших способов для государства избежать критики по поводу нарушений прав человека. Но почему же комитет по иностранным делам Европарламента хранит молчание по поводу жестокости полиции в ходе демонстраций в Грузии в мае этого года?

Как и в случае с Эстонией, целый ряд местных и международных правозащитных организаций немедленно выразил свою озабоченность по поводу безобразного обращения полиции с задержанными демонстрантами.

Amnesty International в своем открытом заявлении от 1 июня 2011 года заявила, что «Грузия должна немедленно расследовать все заявления о дурном обращении и жестокости полиции, имевшим место во время и после разгона демонстраций в центре Тбилиси 26 мая. Власти также должны обеспечить соблюдение прав в соответствии с международными нормами всем задержанным». В заявлении также упоминаются прежние случаи столкновений в Грузии: «Amnesty International выражает сожаление в связи с тем, что до сих пор не проведено эффективное, открытое и прозрачное расследование по предполагаемым фактам чрезмерного применения силы представителями правоохранительных органов во время насильственного разгона демонстраций в 2009 и 2007 годах».

Мы видим, что вопиющее и бессовестное использование двойных стандартов продолжается.

Все и каждый примеры такого применения двойных стандартов еще больше подрывают авторитет и репутацию комитета по иностранным делам Европарламента. Мы не можем больше терпеть такое лицемерие в институтах, которые, похоже, больше руководствуются геополитическими соображениями, чем основополагающими ценностями и принципами, на которых зиждется Евросоюз.

Безусловно, в конечном итоге такое отношение является  контрпродуктивным и дает обратный результат, лишая ЕС морального права вмешиваться в дела третьих стран в момент, когда луч демократической надежды в мире нужен больше всего.

В этом величайшая трагедия такого ошибочного подхода, и я уверена, что он обречен на провал. Как сказал однажды Мольер, «надо долго изучать себя, прежде чем думать об осуждении других». Мудрый совет, которому должен внять Евросоюз.

Доктор физико-математических наук Татьяна Жданок является  членом Европарламента от Латвии, представляя фракцию зеленых и Европейский свободный альянс. Она член комитета Европарламента по гражданским свободам, юстиции и внутренним делам.