Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В уме убийцы из Осло

© REUTERS / Vegard Grott/ScanpixЦветы на рыночной площади в центре Осло в память о погибших в результате взрыва
Цветы на рыночной площади в центре Осло в память о погибших в результате взрыва
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В своем 1500-страничном манифесте Андерс Брейвик тревожным образом движется от закономерной озабоченности по поводу усиления ислама в Европе до предложения «террора как метода пробуждения масс». Норвегия, как и остальная Европа, испытывает серьезные проблемы. Мусульманская гомофобия способствует исходу гомосексуалистов из Амстердама. Мусульманская юдофобия способствует исходу евреев из Гетеборга, Швеция.

В своем 1500-страничном манифесте Андерс Беринг Брейвик (Anders Behring Breivik) тревожным образом движется от закономерной озабоченности по поводу усиления ислама в Европе до предложения «террора как метода пробуждения масс».

Когда бомбы взорвались в пятницу у правительственных зданий в центре Осло, я предположил, как сделал это практически каждый, что преступниками были исламские террористы. Но по ходу событий, когда взрывы оттеснил на второе место расстрел десятков молодых людей в молодежном лагере Рабочей партии на соседнем острове Утойя, оказалось, что эти преступления не были делом рук международных джихадистских организаций. Вместо того преступником оказался 32-летний уроженец Осло по имени Андерс Беринг Брейвик (Anders Behring Breivik). Мотивом для его действий послужила ненависть к мультикультурной политике, которая, на его взгляд, ведет его страну по пути исламизации. Его ответом стало убийственное буйство, которое унесло жизни, по меньшей мере, 92 человек.

Это стало просто ошеломляющей новостью, что Норвегия была атакована блондинистым голубоглазым антиисламским террористом. Но это не должно было быть столь удивительным: некоторые из нас, кто писал о восхождении ислама в Европе, предупреждали, что неудача ведущих политических лидеров в решении сопутствующих проблем непременно обернется возникновением экстремистов, подобных Брейвику.

Но я был ошеломлен, когда в субботу узнал, что Брейвик читал мои собственные работы, включая мою книгу «Пока Европа спала: Как радикальный ислам уничтожает Запад изнутри» (While Europe Slept: How Radical Islam Is Destroying the West from Within). В комментариях, опубликованных в 2009 году в норвежском блоге, document.no, Брейвик выразил восхищение моими работами, но раскритиковал меня за то, что я не являюсь культурным консерватором (хотя он был доволен при этом тем, что я не марксист).

Позднее в субботу поступили новости о 1500-страничном манифесте, озаглавленном «2083: Европейская декларация независимости» (2083: A European Declaration of Independence), которую Брейвик недавно написал и выложил в онлайн. Первая часть, в которой он обвиняет европейскую культурную элиту в том, что она позволила исламу пустить корни в Европе, ясно показывает, что он одновременно и очень умный и образованный, и много читал по европейской истории, и по истории современных идей.

Во второй части он описывает самого себя как возродившего орден тамплиеров. Он также крайне детально подчеркивает, как он и его товарищи антиджихадисты смогли приобрести оружие, амуницию, бронежилеты, и затем продолжить использовать «террор как метод пробуждения масс», метод заставить их осознать опасность, которую представляет собой ислам. А это уже ясно показывает, что он душевнобольной.

В своем манифесте, который написан на таком хорошем английском, что возникают подозрения, не помогал ли ему носитель языка, Брейвик одобрительно цитирует и мои работы, упоминая мое имя 22 раза. Озноб пробирает от того, как подумаешь, что записи в блоге, которые я составлял в моем доме на западе Осло последние пару лет, читались и копировались этим будущим массовым убийцей в своем доме тоже в западной части Осло.

И не менее леденит душу то, как он движется от закономерной озабоченности настоящими проблемами к «невыразимо злому и пагубному решению». Подложив бомбы, которые взорвали правительственные здания, и охотясь на находившихся в молодежном лагере, Брейвик не выбирал людей наугад. Он считал Рабочую партию, доминирующую партию Норвегии со времен Второй мировой войны, ответственной за политику, которая ведет к исламизации Европы - и тем самым виновной в предательстве, в государственной измене.

Бомбы в Осло подразумевались как казнь ведущих нынешних лидеров партии. Резня в лагере - где молодые будущие политики собрались послушать выступления премьер-министра Йенса Столтенберга и бывшего премьера Гру Харлме Брундтланд - имела целью уничтожить будущее поколение лидеров.

В те часы, когда я думал, что Осло был атакован джихадистами, я лил слезы по городу, который был моим домом многие годы. И я надеялся, что норвежские лидеры ответят на этот акт насилия, приняв более ответственный подход к проблемам, с которыми они сталкиваются в связи с исламом. Когда я узнал, что эти акты терроризма были делом рук урожденного норвежца, который думал, что наносит удар по джихадизму и тем, кто помогает ему достичь желаемого, для меня незамедлительно стало ясно, что его насилие нанесет серьезный удар совсем не по тому, что он хотел, а наоборот.

Норвегия, как и остальная Европа, испытывает серьезные проблемы. Миллионы европейских мусульман живут в жестко патриархальных семьях в быстро растущих анклавах, где женщины - граждане второго сорта, и где немусульмане не отваживаются появляться. Опросы показывают, что тревожный процент мусульман в Европе отрицают западные ценности, презирают страны, в которых живут, поддерживают наказание гомосексуалистов, и хотят заменить демократию законом шариата. (По данным опроса, проведенного Telegraph, 40% британских мусульман хотели бы, чтобы законы шариата были введены в преимущественно мусульманских частях Соединенного Королевства).

Мусульманская гомофобия способствует исходу гомосексуалистов из Амстердама. Мусульманская юдофобия способствует исходу евреев из Гетеборга, Швеция. И давайте не будем забывать о постыдных судах над политиком Геертом Вилдерсом (Geert Wilders) в Нидерландах и историком Ларсом Хедегаардом (Lars Hedegaard) в Дании, которые демонстрируют, насколько страх перед мусульманским гневом подавляет и уничтожает свободу слова тех, кто осмеливается критиковать ислам.

Есть причины быть глубоко озабоченным всеми этими вещами, и хотеть видеть, как правительственные лидеры мощно, силой решают эти вопросы, заботятся о сохранении индивидуальных свободы и прав человека. Но этому делу серьезно повредил Андерс Беринг Брейвик.

В Норвегии говорить в негативном ключе о каком-либо аспекте мусульманской веры всегда было очень тонким моментом, сразу начинали звучать обвинения в адрес говорящего в «исламофобиии» и расизме. И я боюсь, станет значительно сложнее обсуждать эти вопросы сейчас, когда этот сумасшедший убийца стал просто воплощением критики ислама.

Боуэр - литературный критик, который живет в Осло. Он автор «Капитуляция: Умиротворение ислама, жертвуя свободой» (Surrender: Appeasing Islam, Sacrificing Freedom, издательство Doubleday, 2009 год).