Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Каддафи, Великобритания и США: тайные, особые и очень теплые отношения

© AP/ Stefan RousseaТони Блэр и Каддафи, 2004 год
Тони Блэр и Каддафи, 2004 год
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Отношения между ливийскими и британскими разведчиками стали в 2000-х годах настолько тесными, что некоторые западноевропейские разведслужбы пользовались услугами MИ-6 для выхода на ливийцев и получения помощи от них в борьбе со своими собственными подозреваемыми в терроризме. Шведская, итальянская и голландская разведслужбы просили помощи британской службы для связи с Триполи.

Британия помогла поймать одного из ведущих оппонентов режима Каддафи прежде чем он был отправлен обратно в Ливию, где его пытали – об этом говорят секретные документы, обнаруженные газетой Independent в воскресенье в офисе Мусы Кусы (Moussa Koussa), главного шпиона Муаммара Каддафи.

Участие Лондона в выдаче Абдель-Хакима Белхаджа (Abdel-Hakim Belhaj), ныне военного командира сил повстанцев в Триполи, раскрывалось в письме офицера MИ-6. В этом послании он напоминает г-ну Кусе, что это именно британская разведка и ее действия привели к поимке г-на Белхаджа, тогда бывшего лидером Ливийской исламской боевой группы, после чего он был направлен в Ливию в рамках процесса выдачи, организованного американцами.

Высокопоставленный офицер британской разведки, личность которого не раскрывается газетой по соображениям безопасности, затем пытался получить информацию от исламистского лидера при помощи «техники усиленного допроса». Г-н Белхадж раскрыл, что его пытали во время допрашивания.

В письмах г-на Белхаджа называют его псевдонимом, Абу Абдалла Садик (Abu 'Abd Allah Sadiq). В письме, в частности, сказано: «Разведданные по поводу Абу Абдаллы были британские. Я знаю, что я не платил за доставку г-на Белхаджа. Но я чувствую, что у меня есть право иметь с вами дело напрямую по этому вопросу, и я очень благодарен вам за помощь, которую вы нам оказываете».

Высокопоставленный офицер британской разведки писал: «Это было самое меньшее, что мы могли для вас сделать, для вас и для Ливии, чтобы продемонстрировать замечательные отношения, которые мы построили в последние годы… Я благодарен вам за помощь офицеру, которого мы послали на прошлой неделе. Информация Абу Абдаллы по ситуации в этой стране очень важна и крайне необходима нам».

Настолько тесными стали отношения, что некоторые западноевропейские разведслужбы пользовались услугами MИ-6 для выхода на ливийцев и получения помощи от них в борьбе со своими собственными подозреваемыми в терроризме. Шведская, итальянская и голландская разведслужбы просили помощи британской службы для связи с Триполи. Признаки потепления отношений между британской разведкой и их ливийскими коллегами наблюдаются в том числе в потоке писем из Лондона в Триполи, озаглавленных «Приветствие от MI6» и «Приветствия от SIS».

Хотя документы, которые у нас есть, не имеют независимых подтверждений, и относятся к тем годам, когда у власти было правительство Тони Блэра, они угрожают подорвать британские отношения с новой ливийской администрацией, Переходным национальным советом (ПНС). Прошлым вечером один депутат из числа консерваторов обвинил правительство Блэра в «помощи режиму Каддафи и соучастии с ним».

Большая часть бумаг была найдена в личном офисе Мусы Кусы, министра иностранных дел, главного шефа служб безопасности и одного из ведущих военачальников и помощников Каддафи, в пятницу днем. Повстанцы были внутри здания, и бумаги были разбросаны на столах и на полу посреди разбитого стекла. Здание было закрыто по приказу ПНС вчера утром.

Г-н Куса, который скрылся от февральской революции и провел время в Великобритании, уехал оттуда в регион Залива после появления требований, чтобы он ответил на вопросы полиции по поводу убийства фигур ливийской оппозиции в изгнании, взрыва над Локерби и убийстве женщины-полицейской Ивонн Флетчер (Yvonne Fletcher). Признаком важности связей с Британией также стало то, что MИ-6 были посвящены две папки в офисе Кусы, в то время как ЦРУ только одна. Британские разведывательные агентства сыграли ведущую роль в лишении режима Каддафи статуса изгоя.

Документы раскрывают информацию о том, что британские агентства безопасности предоставляли детальную информацию о представителях ливийской оппозиции в эмиграции ливийской стороне, включая номера телефонов. Среди тех, кто был раскрыт для ливийцев таким образом, был и Исмаил Камока (Ismail Kamoka), освобожденный британским судом в 2004 году, так как он не рассматривался как человек, представляющий угрозу национальной безопасности Великобритании. MИ-6 даже составила текст речи для Каддафи, когда он начал стремиться к сближению с внешним миром, где подчеркивалось, что британские и ливийские официальные лица должны использовать «один и тот же сценарий».

Ливийские власти пользовались услугами британской разведки в попытке блокировать прошения о предоставлении убежища, подаваемые оппонентами режима. Один из документов, в котором речь шла о предоставлении убежища человеку с инициалами SRA-Z (имя скрывается Independent on Sunday по соображениям безопасности) привел к ответу со стороны британских официальных лиц: «Не в практике британского правительства комментировать возможные дела о предоставлении убежища».

Однако разведывательное агентство потом попыталось собрать информацию об аппликанте. Письмо, адресованное «дорогим друзьям», гласило: «Мы сожалеем, что не можем помочь большим в этом деле, но мы должны действовать в соответствии с принятой практикой. Мы были бы рады услышать от вашей службы, почему вы интересуетесь господином A-Z, чтобы мы могли решить, какие действия нам предпринять в случае, если мы о нем узнаем».

Другие документы демонстрируют заинтересованность в информации относительно Абу Хамзы аль-Либи (Abu Hamza al-Libi), который, как утверждалось, был высокопоставленным агентом «Аль-Каиды», которые поехал в Британию из Италии и Нидерландов для получения поддельных британских паспортов, предназначенных к перевозке в Иран. Аль-Либи подозревался в причастности к заговору с целью проведения атаки цианидом в Риме в 2002 году. Он был задержан в Британии, но освобожден в 2010 году. Как считается, он погиб в мотоаварии в Лондоне восемь месяцев спустя.

Бен Уоллес (Ben Wallace), законодатель от консерваторов, заявил, что предыдущее правительство должно быть призвано к ответу за «сговор» с режимом Каддафи, и этот ответ должен быть дан публично. Бывший офицер военной разведки заявил: «Давать подобным странам такую информацию, которая может быть использована властями стран для подавления и угнетения собственного народа и нарушения международного права, означает помогать режиму Каддафи и соучаствовать в его преступлениях. Мы должны докопаться до сути того, насколько глубоко британские чиновники и министры зашли в своей помощи ливийцам в их деле подавления собственного народа. Мы могли бы передавать подобную информацию нашим союзникам, но в таком случае мы были бы уверены, что они используют ее законным образом. А в отношении Каддафи такой уверенности быть не могло».

Необычайное возрождение Британией отношений с Ливией началось не тогда, когда г-н Блэр попивал чай в бедуинской палатке с Каддафи, также началось оно отнюдь не в стенах Travellers Club в Пэлл-Мэлл - хотя этот «саммит шпионов» 2003 года сыграл важную роль. Следы этого возрождения ведут еще в 1999 год, когда г-н Блэр организовал встречу с человеком, который считается одним из величайших людей на планете: Нельсоном Манделой, в ЮАР.

Г-н Мандела давно играл ключевую роль на переговорах между Каддафи, которого он славил как ключевого врага апартеида, и британским правительством. Г-н Мандела первым лоббировал ливийский вопрос перед г-ном Блэром в октябре 1997 года, на встрече глав государств Содружества в Эдинбурге. Г-н Мандела настаивал на том, что обвиненных в организации теракта над Локерби в 1988 году надо судить за пределами Шотландии. В январе 1999 года г-н Мандела во время визита г-на Блэра в Южную Африку активно «обрабатывал» Блэра от имени Каддафи по вопросу о санкциях, введенных в отношении Ливии, а также по вопросу о судьбе подозреваемых в причастности к Локерби.

Санкции ООН были приостановлены в апреле 1999 года, когда Каддафи передал Западу двух подозреваемых в причастности к тому взрыву, включая Абдельбасета аль-Меграхи, который в конечном итоге был обвинен во взрыве. Ливия также приняла на себя «общую ответственность» за смерть Ивонн Флетчер (Yvonne Fletcher). Оба этих шага позволили правительству Блэра начать длительный процесс возобновления связей с Ливией.

За пару лет задача убедить режим Каддафи превратиться из изгоя в игрока на международной арене вышла на передний план повестки дня британского правительства. Именно в это время, согласно документам, обнаруженным в офисе Мусы Кусы, MИ-6 и ЦРУ начали активно работать с руководством ливийской разведки. Но ключевая встреча произошла 16 декабря 2003 года, в Travellers Club, где Великобритания (и США) фактически официально подтвердили надежность и репутацию Каддафи. Присутствовал на встрече и г-н Куса, тогда глава службы внешней разведки Ливии, а также еще два представителя ливийского разведывательного сообщества; также были представитель г-на Блэра по международным делам, сэр Найджел Шейнвальд (Sir Nigel Sheinwald), и три руководителя MИ-6; еще были два директора ЦРУ. Присутствие г-на Кусы на встрече, которая проходила в центре Лондона, было из ряда вон выходящим событием - в то время ему был запрещен въезд в Британию после предположительного участия в заговоре с целью убийства ливийских диссидентов, но MИ-6 позволила ему беспрепятственно прибыть в Лондон.

Центральная роль г-на Кусы в мероприятии, прошедшем в Travellers Club, проливает свет на то, как он смог после своего отступничества от режима Каддафи во время начала натовских бомбардировок Ливии ранее в этом году тихо ускользнуть из страны. Через два дня после встречи 2003 года г-н Блэр и Каддафи провели переговоры по телефону, и на следующий день, 19 декабря, последовало объявление о том, что Ливия отказывается от оружия массового поражения, сделанное г-ном Блэром и президентом Бушем.

В марте 2004 года г-н Блэр впервые обменялся рукопожатием с Каддафи в его бедуинской палатке. Вновь они встретились в мае 2007 года, незадолго до того, как Блэр покинул офис премьера.

Даунинг-стрит и докторская степень


Тони Блэр помог сыну и наследнику Муаммара Каддафи, Сейфу аль-Исламу, с его неоднозначной диссертацией на докторскую степень, когда он учился в Лондонской школе экономики (London School of Economics), гласят свеженайденные в Триполи прошлым вечером документы.

Бывший премьер направил Сейфу лично подписанное письмо на официальном бланке Даунинг-стрит, надписанное им собственноручно «Мастеру Сейфу» (Engineer Saif), в котором поблагодарил его за то, что тот показал премьеру «свою интересную докторскую диссертацию». Письмо было написано 5 марта 2007 года, за два месяца до второй встречи г-на Блэра и полковника Каддафи в ливийской пустыне.

Г-н Блэр помог Сейфу по ряду пунктов, включая предложение примеров сотрудничества между правительствами, гражданами и бизнесом, «которые могут помочь в вашем исследовании». Сейф Каддафи позднее получил докторскую степень от Лондонской школы экономики в 2008 году. Заявлялось, что Сейф, который пожертвовал институту 1,5 миллиона фунтов стерлингов, позаимствовал большую часть своей работы, т.е. был плагиатором.

Тем не менее представитель г-на Блэра прошлым вечером отверг информацию о том, что бывший премьер видел диссертацию «полностью или черновик оной», и сказал, что письмо было сфабриковано.

Представитель Блэра добавил: «Тони Блэр не видел диссертацию Сейфа Каддафи ни в готовом виде, ни в черновом. Что он получил, так это письмо от чиновников с просьбой подписать его,  что было вполне уместным».

«Сейф Каддафи писал на Даунинг-стрит. Он не посылал свою диссертацию. Чиновники составили ответ, который премьер-министр подписал. Это была совершенно уместная процедура, применяемая по отношению к корреспонденции».

Сейф Каддафи, который также имеет связи с союзником г-на Блэра Питером Мэндельсоном (Peter Mandelson), рассматривался в качестве преемника своего отца до падения режима. За несколько дней до того, как повстанцы захватили Триполи, он посреди ночи появился перед телекамерами, заявив, что силы его отца продвигаются вперед».

Хроника событий: От Локерби до Площади мучеников


21 декабря 1988 – рейс Pan Am номер 103 взорвался над Локерби, убиты 270 человек

Ноябрь 1991 – США и Великобритания обвиняют Абдельбасета Али аль-Меграхи (Abdelbaset Ali al-Megrahi) и Ламина Халифу Фхиму (Lamin Khalifah Fhimah) в том, что они ответственны за взрыв

Апрель 1999 – действие санкций ООН в отношении Ливии приостановлено после выдачи подозреваемых

31 января 2001
– Меграхи признан виновным и приговорен к пожизненному заключению, с Фхимы обвинения сняты. Министр иностранных дел настаивает на том, чтобы не было «никаких сделок» с Ливией по приговору Меграхи, чтобы тот «отбыл полный срок в шотландской тюрьме»

15 августа 2003
– Ливия принимает на себя ответственность за Локерби и соглашается выплатить компенсацию родственникам погибших

16 декабря 2003
– Министерство иностранных дел Великобритании, MИ-6, ЦРУ и ливийские представители соглашаются на возвращение Ливии в международное сообщество в Travellers Club в Пэлл-Мэлл

24 марта 2004 – Блэр предлагает Каддафи «руку дружбы» во время переговоров в палатке близ Триполи

Май 2007
– Блэр встречается с Каддафи на переговорах в ливийской пустыне

21 октября 2008
– у Меграхи обнаруживают рак простаты на продвинутой стадии

25 июля 2009
– Меграхи просит об освобождении из тюрьмы по семейным обстоятельствам

20 августа 2009
– шотландский суд освобождает Меграхи

15 февраля 2011
– арест активиста кампании за права человека в Бенгази вызывает волну протестов

27 февраля 2011
– Блэр дважды звонит Каддафи, чтобы попросить его прекратить преследование протестующих

17 марта 2011
– ООН санкционирует введение бесполетной зоны над Ливией. Два дня спустя Британия и Франция начинают бомбить военные цели режима Каддафи

22 августа 2011
– повстанцы захватывают Триполи, включая Зеленую площадь (ныне Площадь мучеников). Где Каддафи, неизвестно.